Вообще размышляя над названием – и не важно, новая компания это или отдельный бизнес-проект – сразу же вспоминается врунгелевская фраза из знаменитого советского мультфильма: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». В этой, казалось бы, детской фразе скрыт глубокий смысл: с развитием фирмы ее название играет все более серьезную роль в бизнесе. «Выбор «имени» – это первый шаг к публичности и продвижению бизнеса, и об этом не стоит забывать, – отмечает бизнес-консультант из Воронежа Аркадий Слуднов. – Процесс разработки названия компании, отдельного продукта или услуги, или нейминг, не всегда прост: на него тратится уйма времени, средств и человеческих ресурсов. Одни занимаются этим самостоятельно или подключают друзей и будущих коллег – мозговой штурм очень эффективен, другие – обращаются к специалистам в нейминговые агентства».
«Что в имени тебе моем?»
Если обратиться к наиболее распространенным рекомендациям и советам, то ставку следует делать на положительные эмоции. «Что подумают, представят клиенты, услышав про новый бизнес?» – это один из первых вопросов, на которые нужно найти ответ. Большая ошибка – «кодировать» название в нескольких буквах или словах, понятных только владельцу компании. «Нередко используются начальные буквы от фамилии, имени и отчества бизнесмена – например, Осипов Сергей Петрович открывает ООО «ОСП», или случайный набор букв алфавита, – приводит пример эксперт. – Какую информацию несет это название потребителям? Никакую! Заинтересует ли она их? Вряд ли!»
Не до банальщины
Нередко название фирмы «связывают» с тем видом деятельности, которая будет осуществляться. «На мой взгляд, ООО «Бриз» – удачное название для компании, которая занимается продажей и обслуживанием кондиционеров. Сразу же возникают ассоциации: свежесть, прохлада, то есть то, ради чего, собственно, и покупается сплит-система, – приводит пример бизнес-консультант из Екатеринбурга Александр Комаров.
Что бы ни лежало в основе бизнеса, название должно быть ярким и запоминающимся, но не банальным, чтобы выделяться на фоне остальных |
«Трубснабсбыт», «Кабельпроммонтаж», «Траснавтосервис» – довольно распространенные названия предприятий, простые и понятные. Казалось бы, клиент сразу поймет, что это за компания и чем она занимается, но в то же время в таком «многообразии» легко запутаться, поэтому «имя» не стоит перегружать. Что бы ни лежало в основе бизнеса, название должно быть ярким и запоминающимся, но не банальным, чтобы выделяться на фоне остальных.
Избегайте нелепых трактовок
Сегодня, когда в нашей жизни все чаще появляются определения и понятия, заимствованные из других языков, нужно быть осторожными, составляя иностранное название компании. Прежде чем регистрировать фирму, не поленитесь, загляните в словарь или спросите у знающих людей, что обозначает понравившееся вам слово. «Иногда перевод на русский и трактовка могут быть нелепыми, а всего лишь одна неправильно написанная буква меняет смысл – это и выглядит глупо, и вызывает у потенциальных потребителей лишь усмешку», – констатирует эксперт Аркадий Слуднов. Так какими рекомендациями при составлении названия компания не стоит пренебрегать предпринимателям?
Просто, доступно, понятно
Эксперты сходятся во мнении: название должно быть простым, понятным, благозвучным, возможно, эмоциональным, содержать одно-два, максимум – три слова, желательно на русском языке. Не стоит копировать или «передирать» имя у конкурентов или брать за основу известную торговую марку, бренд, меняя в ней одну-две буквы. Сразу же стоит отфильтровать те названия, которые легко рифмуются с неблагозвучными словами, или при написании которых угадываются «албанизмы» – типа «Пазитифф» или «Креатифф». «Старайтесь придумать яркое и нестандартное название, которое вызовет удивление, за удивлением придет любопытство, за любопытством – клиенты, – рекомендует бизнес-консультант Слуднов. – И не забывайте: если ваш бизнес станет успешным, то название фирмы возрастет в цене и может стать хорошим брендом».
ЦИТАТА
«Не существует объективной реальности. Не существует лучших продуктов. Не существует фактов. Единственное, что существует в мире маркетинга, – это восприятие в сознании потребителей или потенциальных клиентов. Восприятие – вот реальность. Все остальное – иллюзия»
Джек Траут, маркетолог, один из авторов концепций «Позиционирование» и «Маркетинговые войны»
«У вас в руках может быть самый лучший в мире продукт, вы можете иметь лучшую в мире стратегию маркетинга, лучшее имя или брэнд. И вы можете располагать всеми нужными ресурсами. Тем не менее, вы не добьетесь успеха, если не сумеете первыми оказаться в сознании потребителя»
Эл Райс, маркетинговый профессионал, писатель
«Не существует объективной реальности. Не существует лучших продуктов. Не существует фактов. Единственное, что существует в мире маркетинга, – это восприятие в сознании потребителей или потенциальных клиентов. Восприятие – вот реальность. Все остальное – иллюзия»
Джек Траут, маркетолог, один из авторов концепций «Позиционирование» и «Маркетинговые войны»
«У вас в руках может быть самый лучший в мире продукт, вы можете иметь лучшую в мире стратегию маркетинга, лучшее имя или брэнд. И вы можете располагать всеми нужными ресурсами. Тем не менее, вы не добьетесь успеха, если не сумеете первыми оказаться в сознании потребителя»
Эл Райс, маркетинговый профессионал, писатель
Российские социологи в ходе исследований выяснили: 11 % клиентов не будут использовать продукцию компании, чье название им не нравится. Поэтому есть несколько простых правил, как называть фирму. Одно из самых главных: название должно легко писаться и быть незабываемым. Оно должно отличать вас от конкурентов и идентифицировать то, что вы производите.
Некоторые бренд-менеджеры, похоже, не улавливают разницы между запоминающимися и нелепыми названиями фирмы, которые в различных странах могут быть неудобоваримыми. Например, Chevrolet Lanos – это специальное название марки для российского рынка. В оригинале это – Chevrolet Calos. Однако есть примеры, когда автопроизводители все-таки «садились в лужу». В Испании, например, провалились продажи Chevrolet Nova – и все потому, что в переводе с испанского «no va» означает «не едет».