В детстве таких информаторов обычно дразнят «ябеда-корябеда», а когда они вырастают, называют, как правило, более грубо – «стукачи». «Стучат» по зову души, от обиды, из чувства справедливости или мести, а также из «любви к истине». Каким образом коллегам доносчиков следует реагировать на подобные проявления «лояльности» руководству, зависит от мотивов, которыми руководствуются кляузники. По способу донесения информации до начальника и преследуемым целям осведомители делятся на несколько разновидностей.
Любители посплетничать
«Бабские сплетни» давно не являются исключительно женским уделом, поскольку зачастую этому пороку предаются и мужчины. Любители пересудов не пишут начальству доносов (даже анонимных), перечисляя все недостатки, недоработки и «проколы» сотрудников. Кляузники такого типа предпочитают просто «обмолвиться» в разговоре с руководством о каких-то слабостях своих коллег, причем реплики касаются именно личных качеств, а не профессиональных навыков или должностных обязанностей. Поскольку цель подобных стукачей – на уровне эмоций настроить начальство против намеченных жертв, исходя из своего желания отомстить или убрать с дороги конкурентов.
Специалисты по работе с персоналом рекомендуют, как ни странно, «дружить» с такими кляузниками. Не подхалимничать, не спорить с ними, а обсуждать общие нейтральные темы, которыми могут служить, к примеру, погода, события культурной, спортивной жизни (театральные премьеры, футбольные матчи); невинное хобби (типа макраме или шахмат); домашние питомцы. И самое главное – не сплетничать, а то сработает эффект бумеранга, и крайними в интриге окажетесь именно вы.
Грамотному руководителю тоже стоит вести себя с подобными кляузниками аккуратнее, иначе, решив уволить такого типа, он узнает о себе много нового (да и другие услышат о начальстве «всю правду»).
Чем смывают обиду?
Встречаются сотрудники (в основном, все-таки женского пола), которые как будто даже и не «стучат» руководству, а просто жалуются, когда им кажется, что коллеги их задели, унизили и оскорбили. Проблема в том, что у них постоянно возникает такое ощущение, поэтому обиженные, страдая (и даже плача), регулярно бегают к начальнику, чтобы «посетовать» на свою горькую участь.
Хорошо, если руководство пропускает мимо ушей информацию, излитую со слезной обидой. Но коллегам таких жалобщиков лучше не рисковать. HR-специалисты советуют терпеливо выслушивать подобных кляузников, чтобы «не бередить их раны». Есть такой механизм в коммуникации – присоединение, когда, вроде бы, соглашаешься и в то же время – нет. Вот, например, подходит к вам жалобщик и говорит: «От этого алкаша Иванова так несет вчерашним перегаром на весь кабинет, что дышать нечем». Лучшая реакция на эту реплику: «Да, кабинет у нас небольшой и проветривается неважно…»
Бойкот!
Если действия доносчиков имеют более серьезный, систематический характер, в этой ситуации следует разбираться вдумчиво и тщательно. «Первое, что нужно сделать коллегам осведомителя, – спокойно поговорить с ним, выяснить, как далеко все зашло, посмотреть на его реакцию. Если человек действует, как ему кажется, в интересах бизнеса, надо просто понять, какие цели он преследует, – советует эксперт рубрики Ирина Веретенникова. – Если доносчик всячески отнекивается и не идет на контакт, разговоры не помогут. Я знаю воронежскую компанию, где работники жаловались мне, что кляузники на хорошем счету у руководства и мешают жить коллективу. Люди уже не воспринимают осведомителя как коллегу, работают с оглядкой, а он их третирует, чувствуя поддержку начальства, которое ценит его как источник информации о сотрудниках. Если руководитель не прислушивается к сигналам, свидетельствующим, что этот человек кроме доносительства ничего больше не делает для компании, единственный вариант, на мой взгляд, объявить информатору бойкот и никоим образом с ним не взаимодействовать. Человек – существо социальное, и тот, кто любит «стукачество», тоже не может жить без общения. Поэтому рано или поздно он не выдержит и сам уйдет».
Ирина ВЕРЕТЕННИКОВА, директор по развитию, Южный регион HeadHunter:
– Грань между доносительством и информированием руководства очень тонкая, на самом деле. Если тема разговора с начальством – улучшение психологического климата в коллективе, либо риски, убытки, которые компания может понести в результате определенных событий, это не может трактоваться как доносительство. Это информирование, поскольку цель благая – недопущение серьезных просчетов в ведении бизнеса или управлении персоналом.
Если человек постоянно бегает к руководителю с некими кляузами, рассказывая, что о нем говорил тот или иной сотрудник, или обсуждая одежду коллег, их личную жизнь, проявления непрофессионализма, – здесь цель не бизнесу помочь, а выделить себя на фоне остальных, продемонстрировать «лояльность» руководству, приблизиться к нему за счет передаваемых сведений. Хотя, как говорится, слово к делу не пришьешь, но многие начальники «ведутся» на подобные сообщения и делают определенные выводы. Я знаю, что в Воронеже есть компании, использующие информацию, полученную от таких сотрудников. Это приводит к штрафам, выговорам тем, на кого доносят.
Коллектив обычно быстро вычисляет доносчика, и ему живется не очень комфортно. Но для такого человека гораздо важнее благосклонность руководителя. Если тот не заинтересован в кляузах, нужно просто пресекать подобные разговоры, не слушать, не поддерживать, не поощрять осведомителя. И ни в коем случае не делать никаких выводов на основании его донесений, не предпринимать никаких действий. Ведь все кляузы подпитываются на почве взаимного интереса, если осведомитель понимает, что руководителю это нужно.
Ко второму типу «профессиональных» информаторов относятся сотрудники, завербованные еще при приеме на работу. Их ставят перед выбором: хотите трудиться у нас – надо «стучать», не желаете – прощайте, кандидатов на вакансию много. Если человек соглашается, его в дальнейшем даже материально поощряют за доносы.