Как сын мельника из воронежской глубинки покорил Вечный город
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Как сын мельника из воронежской глубинки покорил Вечный город

30 марта 2016 / просмотров – 2319
Истфакт

В марте 1843 года в Риме состоялась выставка полотен русских художников. Местная искушенная публика встретила ее с большим интересом. Особое любопытство у жителей Вечного города вызвали картины одного живописца. Яркие, словно пронизанные южным солнцем холсты, показались итальянцам удивительно родными. Автором этих работ был наш земляк Пимен Орлов.

В артели странствующих маляров
Будущий живописец родился 205 лет назад на хуторе под Острогожском, в семье простого мукомола. Юные годы он провел на мельнице, осваивая под руководством отца азы нехитрого ремесла. Орлов-старший надеялся, что сын когда-нибудь выбьется в купцы, но Пимен мечтал писать картины.
Дар к рисованию паренек проявлял с раннего возраста. Родители не поощряли «пустое» увлечение, но мальчишка оказался упрямым и, повзрослев, подался в бродячие художники. Он странствовал вместе с артелью маляров и выполнял различные работы на заказ. Правда, чаще приходилось красить заборы, но доводилось писать и портреты, которые юноше удавались с поразительной точностью. Вскоре в народе пошла молва о талантливом парне. Заметил незаурядные способности Пимена и предводитель местного дворянства. Благодаря его протекции, наш герой смог отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.
Ученик знаменитого живописца
Пимен попал в класс Карла Брюллова, чья картина «Последние дни Помпеи» незадолго до этого стала мировой сенсацией. Прославленный мастер оказал на Орлова огромное влияние. Во многих его работах той поры чувствуется стиль учителя. Но молодой живописец не только подражал кумиру. Он оттачивал свое мастерство, и это не осталось незамеченным «в верхах». В 1841 году при содействии Императорского общества поощрения художеств Пимен получил возможность отправиться в Италию.
«Мекка» российской богемы
Эта страна с богатой историей и великолепными памятниками архитектуры всегда привлекала наших соотечественников. В разное время ее прекрасными видами восторгались поэт Константин Батюшков, писатели Иван Тургенев и Николай Гоголь, композитор Михаил Глинка.
Особую роль Италия сыграла и в творчестве российских художников. Она считалась идеальным местом для «стажировки» живописцев, но такое право получали не все, а только самые талантливые. В числе счастливцев оказался и наш герой.
«Римские каникулы»
Он поселился в Риме, и этот город произвел на него ошеломительное впечатление. Художника пленило архитектурное совершенство его улиц, радостная суета карнавалов и яркие народные типы. Упоение праздничной атмосферой чувствуется во многих его картинах. Уже после смерти Орлова, в советское время, его полотна подвергались за это критике. Живописца упрекали в оторванности от реальности и в тяготении к внешним эффектам. Но именно такой – счастливой и солнечной – Пимен хотел видеть окружающую действительность. В начале XX века похожую позицию проповедовал Огюст Ренуар (к слову, его детство, также как и у Орлова прошло в бедности). Один из патриархов импрессионизма писал с вызовом: «Я убежден в том, что картина должна быть приятной, веселой и привлекательной, да, привлекательной! На свете и так слишком много скучных вещей, и не стоит пополнять их число своими картинами». Ему же принадлежит знаменитое изречение: «Боль проходит, красота остается».
И в России, и в Италии
Римская «стажировка» Орлова затянулась на многие годы. Он так и не смог покинуть Италию. Здесь он обрел славу как мастер жанровых картин и талантливый портретист. При этом часть полотен Пимен исправно отправлял в Россию. В 1857-м на Родине ему присвоили звание академика. Художник встретил это известие с огромным подъемом. Тогда ему казалось, что его лучшие произведения впереди, но его жизнь оказалась недолгой. В 1865-м Орлов скончался от болезни в возрасте 53 лет. Но, как говорил уже упоминавшийся Ренуар, красота остается. Сейчас работы живописца можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее, в западноевропейских коллекциях. Их помнят и в России, и в Италии.

Почин царя-реформатора
Традиция зарубежной «стажировки» российских живописцев возникла еще при Петре Первом. Он отправлял талантливых молодых людей обучаться «художествам» (изобразительному искусству и архитектуре) за границу – в основном, в Италию и Голландию. Такие поездки оплачивались за казенный счет.

Портрет на фоне Везувия
В XIX веке рядом с этим вулканом можно было увидеть множество молодых художников. Их привлекала не только великолепная панорама, но и возможность заработать. Живописцы предлагали туристам сделать портрет на фоне знаменитой достопримечательности. Такие картины пользовались большим спросом у путешественников.

На фото – автопортрет художника; его работы «Сцена из римского карнавала», «Девушка с веером», «Потрет неаполитанки».

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели