Как творчество Никитина покорило Николая II и Ленина?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Как творчество Никитина покорило Николая II и Ленина?

1 октября 2014 / просмотров – 3601
Истфакт

Какая песня на стихи Никитина вдохновляла революционную молодежь? Какое произведение не мог слушать без слез последний российский монарх? Какое сочинение Ивана Саввича любил основатель советского государства? К 190-летию со дня рождения знаменитого воронежского поэта журналисты «ГЧ» проследили судьбу некоторых его творений в музыке.

Одна из особенностей никитинских строк – их удивительная напевность. Недаром на стихи Ивана Саввича написано более 60 романсов. К его творчеству обращались Николай Римский-Корсаков («В темной роще запел соловей»), Цезарь Кюи («Ночь на берегу озера») и другие выдающиеся композиторы. Но первыми оценили мелодичность его слова самые обычные люди…
Глас народа
Во второй половине XIX столетия творения Никитина зазвучали в народе на мотивы известных русских и украинских песен. Позже некоторые из них были обработаны профессиональными музыкантами.
Таково произведение «Ехал из ярмарки ухарь-купец». Оно было опубликовано в 1859 году в авторском сборнике и уже после смерти Ивана Саввича обрело вторую жизнь как песня. Одни источники называют создателем мелодии Якова Пригожего, другие Эммануила Мартынова. Возможно, речь идет о разных аранжировках. Как бы то ни было, «Ухарь-купец» стал частью музыкальной культуры и вошел в репертуар многих знаменитостей. В начале XX века этой песней в исполнении Надежды Плевицкой заслушивался Николай II.
Император и «курский соловей»
Надежда Васильевна Плевицкая (девичья фамилия – Винникова) родилась в крестьянской семье в Курской губернии. В юности она пела в хоре Свято-Троицкого монастыря, потом судьба привела ее в киевскую капеллу. Позже вокалистка начала выступать в популярном московском ресторане «Яр», где публика говорила о ней как об открытии. По совету знаменитого певца Леонида Собинова артистка занялась самостоятельной концертной деятельностью и вскоре ее слава достигла высшего света. Надежду часто приглашали давать концерты при императорском дворе. Николай II называл певицу «курским соловьем».
Плевицкая обладала прекрасным меццо-сопрано, благодаря которому известные в народе песни обретали необыкновенное звучание. С особенным чувством она исполняла произведение «Ехал из ярмарки ухарь-купец». Говорят, когда царь слушал артистку, он не мог удержаться от слез.
Уже после революции, в 1919 году на концерте Надежды Васильевны* побывала Клавдия Шульженко, которой в ту пору было 13 лет. Спустя годы она скажет о Плевицкой, что «с детства запомнила спетые ею песни» и назовет среди любимых – «Ухаря-купца»…
Лемешев и драма поэта
Похожая история у «Песни бобыля» Никитина. Стихотворение неоднократно было положено на музыку и в том числе выдающимся польским композитором Станиславом Монюшко.
Среди знаменитых исполнителей произведения – Сергей Лемешев. Он даже приводит его в качестве примера, рассуждая о народных традициях в музыкальной культуре в своей книге «Путь к искусству». «Русская песня полна лирической глубины и поэтичности. (…) Она требует от певца такой же чистоты, масштабности и искренности исполнения. Народная песня несовместима с вульгарной разухабистой манерой (…) Но не терпит и сухости, безразличного равнодушного исполнения. (…) Вот «Песня бобыля» на слова Никитина. Ее тоже иной раз поют на манер разухабистой плясовой. А ведь это горькая песня! (…) Все здесь овеяно горькой иронией, тоской одиночества, печальной улыбкой от сознания неизбежности судьбы».
Несомненно, в настроении «Бобыля» отразились личные переживания Никитина, который был вынужден разрываться между творчеством и нелюбимым делом – содержанием постоялого двора. Об этом внутреннем конфликте поэт писал в известном послании в редакцию «Воронежских ведомостей».** «Я здешний мещанин. Не знаю, какая непостижимая сила влечет меня к искусству, в котором, может быть, я ничтожный ремесленник! Какая непонятная власть заставляет меня слагать задумчивую песнь в то время, когда горькая действительность окружает жалкою прозою мое одинокое, незавидное существование…»
Любимое стихотворение юного Володи Ульянова
Еще один любопытный факт: известно, что «Песню бобыля» особо выделял юный Владимир Ульянов. Во всяком случае, так утверждала его старшая сестра Анна Елизарова (Ульянова). Вот, что пишет она в своих воспоминаниях «Детские и школьные годы Ильича»: «Любимым стихотворением Володи, когда ему было лет семь-восемь, была «Песня бобыля», и он с большим азартом и задором декламировал: «Богачу-дураку, и с казной не спится, бедняк гол как сокол, поет и веселится…» Видимо, будущему вождю революции были близки бунтарские нотки, сквозившие в никитинских строках. И не только ему. Произведения поэта пользовались большой популярностью в среде демократической интеллигенции.
Революционный гимн
Студенческая молодежь любила романс Василия Калинникова «На старом кургане» на стихи Никитина. Образ сокола в нем перекликается со знаменитым пушкинским «вскормленным в неволе орлом». Юные бунтари видели в этой метафоре выражение своих вольнолюбивых устремлений.
Еще одно музыкальное произведение на стихи Никитина стало настоящим революционным гимном. В первой редакции оно было опубликовано в 1858 году – с заголовком «Песня». В 1885 году его под названием «Медленно движется время» включили в свой сборник народовольцы. К тому времени стихотворение действительно стало песней, которую исполняли молодые люди, ратовавшие за преобразования в стране. Ее распевали вплоть до революции 1905 – 1907 годов. Прошли десятилетия и мелодия забылась... Но в 1930 годы музыковед Михаил Друскин смог внести ясность в эту историю. Ссылаясь на воспоминания известного большевика Владимира Бонч-Бруевича, он утверждал, что у произведения «Медленно движется время» был тот же мотив, что у марша Леонида Радина «Смело товарищи в ногу». Иными словами, Радин сочинил свой знаменитый пролетарский гимн на мелодию популярной студенческой песни.***

*В том же 1919 году Плевицкая познакомилась с белогвардейским офицером Николаем Скоблиным и вышла за него замуж. С ним она оказалась в эмиграции, где очень тосковала по Родине. В начале 1930-х с четой установили связь чекисты и супруги согласились сотрудничать с советской внешней разведкой. Несколько лет Надежда Васильевна работала под псевдонимом «Фермерша». В 1937 году она была арестована французской полицией и умерла в тюрьме в 1940-м.
**Письмо датировано 1853 годом. Это было сопроводительное послание к нескольким стихам поэта, отправленным им в редакцию издания.
***В некоторых источниках сообщается, что мелодии произведений «Медленно движется время» и «Смело товарищи в ногу» восходят к песне силезского землячества Берлинского университета, созданной в начале XIX века.

Воронежские композиторы создали ряд замечательных музыкальных произведений на основе наследия Ивана Никитина. Романсы на стихи поэта написали Григорий Богачев, Павел Барчунов, Серафим Миловский. Последний также стал автором оперы «Никитин». К поэзии Ивана Саввича обращался и Константин Массалитинов (песня-контата «Русь» для народного хора).

Народную славу обрела песня на стихи Никитина и музыку Владимира Соколова «Зашумела, разгулялась в поле непогода». Ее часто исполнял знаменитый оперный бас Федор Шаляпин.

Справка «ГЧ»

Иван Саввич Никитин (1824 – 1861) родился 3 октября по новому стилю. Подробнее о жизни и творчестве поэта – в материале «История одного анонимного письма» в 43 номере «ГЧ» от 21 октября 2009 года.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели