– Анна Викторовна, что представляют собой лесные ресурсы Воронежской области?
– Воронежская область представлена малолесными районами. На начало прошлого века лесистость была достаточно высокой – порядка 25%, затем все снижалась и снижалась. Перед пожарами 2010 года лесистость составляла 11%, а сейчас – и того меньше. Это не значит, что вся территория должна быть покрыта лесами (все-таки это лесостепная зона), но те леса, которые были, должны существовать. И даже не существовать, а жить, и жить в своем природном разнообразии. Мы сажаем сосновые леса и считаем, что это правильно. Но это монокультура, в которой распространяется огромное количество вредителей и заболеваний. Получается, мы сами создаем систему неустойчивую и пытаемся ее как-то лелеять. А чем лес более разнообразен, чем шире в нем представлены разные культуры – и дуб, и береза, и ель, и сосна – тем более устойчива эта система. После пожаров в некоторых местах лес начал возобновляться сам (в некоторых из-за сильного ожога земли он, конечно, возобновиться самостоятельно не может, и необходимо участие человека). Буквально через две недели после пожара от корней пошли новые побеги. И, конечно, это не сосна росла, а пионеры природы: береза, осина, кое-где липа и даже дуб начал выглядывать. То есть система начала возобновляться сама и в своем природном разнообразии.
– Если говорить о значении и экономическом потенциале воронежских лесов, каковы они?
– Наше лесное хозяйство не направлено на промышленную лесодобычу. У нас самое важное значение лесов – это средообразующее и рекреационное.
Большая часть сгоревшего в 2010 году леса довоенной и послевоенной посадки. Возраст погибших деревьев – 40-60, а в некоторых случаях до 120 лет |
Средообразующий – это и средозащитный лес. У нас много эрозийных почв, где разрастаются овражно-балочные системы. Ими сейчас практически никто не занимается. Чтобы препятствовать образованию оврагов, необходимо проводить целую систему мероприятий, производить посадку кустарников, посадку леса. Наши преподаватели и студенты готовы участвовать в этих проектах, готовы помочь провести обследование. Но нужно, чтобы было принято соответствующие решение, чтобы люди поняли, что мы можем лишиться наших прекрасных черноземов. Если не заняться системой лесных полос, то у нас начнется выветривание почвы. Лесные насаждения важны также для задержания влаги. Те хозяйства, которые занимаются системой лесных полос и влагозадержанием, получают хороший урожай.
Воронежские леса относятся к первой категории и не подлежат промышленной рубке |
Что касается промышленных рубок – у нас их никогда не было: это не тайга, мы не можем себе этого позволить. Наши леса относятся к первой категории. У нас и до пожаров возможны были только санитарные рубки: вырубались больные или высохшие деревья.
– Куда пошла древесина после вырубки сгоревшего леса?
– Очень многое просто сожгли. Горелую древесину не берет ни одна пилорама: пилы моментально приходят в негодность. И я скажу больше: если сейчас не убрать оставшееся, то это тоже придется сжечь, потому что сейчас начали работать вторичные вредители. Такую древесину уже нигде нельзя будет использовать. Поэтому мы предлагаем закупить специальные агрегаты, которые размельчат ее в щепу. Ее можно будет, например, раскидать по полям в качестве удобрения.
– В ближайшей перспективе должен быть создан Воронежский лесной селекционно-семеноводческий центр. Как Вы оцениваете данный проект? Какие задачи он поможет нам решить?
– Проблемы лесовосстановления и лесовыращивания – это сейчас основные проблемы в Воронежской области. Сотни гектаров сгоревшего леса необходимо возобновлять. Например, у нас в учебно-опытном лесхозе ВГЛТА (это Левобережное лесничество) сгорело 1 300 гектаров. Мы восстановили пока только 80. Нет посадочного материала, не хватает рабочих сил. Раньше при каждом лесничестве были небольшие семеноводческие станции, так называемые семенные плантации, были и семенные питомники. Сейчас в Воронежской области таких питомников практически нет. Конечно, создание селекционно-семеноводческого комплекса даст возможность вздохнуть не только нашему региону, но и другим областям, я думаю. Создание больших плантаций, выращивание посадочного материала с применением научных разработок – это возможно только в большом хозяйстве. Посевом, особенно в нашем регионе, посадить достаточно сложно. Сначала выращиваются так называемые сеянцы, они превращаются в саженцы, которые мы уже и пересаживаем в почву. То, что сейчас в Воронежской области будет такой большой питомник, то, что нам дают федеральное финансирование, – это просто великолепно! Конечно, в этом плане нам, если можно так сказать, «помогли» пожары. Пожарная служба, кстати, тоже была заброшена «в никуда». Мы считали, что городские пожарные, если что-то случится, приедут и потушат. А лес тушить – это совершенно другие навыки нужны. Необходимо знать лес. Раньше этим занимались лесники, сейчас службы лесников фактически нет. И это очень плохо.
– Неужели профессия лесника ушла в прошлое и в Воронежской области сегодня нет таких работников?
– Для меня это боль! Потому что среди людей, которые приходят и остаются работать в лесу, нет равнодушных. Это люди «больные» лесом, «больные» природой! Если бы служба лесников работала хорошо, то и этих пожаров бы не было. Лесник вовремя бы заметил возгорание, он знает, как забить костер – ветками закидать или засыпать песком, он не стал бы лить туда воду – он знает, что этого делать нельзя. Лесник знает, какие деревья растут у него на участке, знает, какие нужно вырубить. Эти люди имеют специальное лесничие образование. Каждым делом должен заниматься специалист. Представьте, например, если операцию начнет делать парикмахер: он ведь ножницами тоже умеет работать. Лес – это такой же живой организм. Ведь и посадить дерево нужно уметь. Конечно, редко кто посадит его стеблем в землю. Но кустарник, например, можно заглубить, а если посадить так дерево, то оно будет расти уже совершенно по-другому или вообще расти не будет. Необходимо знать, дерево какой породы можно посадить в ту или иную почву. А дальше, самое главное, – дерево нужно вырастить, уберечь от вредителей и болезней. Этим должны заниматься специалисты, которые обладают умением общаться с природой, видеть и защитить ее.
Земли лесного фонда находятся в государственной собственности. Они не могут быть проданы, но могут сдаваться в аренду на коммерческой основе |
– Еще одной актуальной новостью развития лесного хозяйства является возможное включение Воронежской области в число «пилотных» регионов по реализации проекта «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России» (так называемый «Лесной проект-2»), подготовленного Правительством РФ совместно со Всемирным банком. Можете рассказать о нем поподробнее? Почему именно Воронежская область попала в число «избранных» регионов?
– Для того чтобы попасть в их число, нам необходимо было сначала пройти анкетирование – ответить на 140 вопросов. Мы, 4 человека от Воронежской области и я в их числе (и от Облдумы, и от лесного института). Наша анкета не то, что была признана самой лучшей, не в этом дело. Дело в том, что нам удалось как бы интерполировать наши представления о системе лесоуправления на всю Россию. Я уверена, что наш губернатор, Алексей Васильевич Гордеев, также принял самое активное участие в том, чтобы «перетянуть одеяло» на Воронежскую область. Он дал понять, что мы нуждаемся в этом, и мы можем быть активными участниками работы Всемирного банка. В результате именно Воронеж вместе с Хабаровском и Томском стали участниками этого «пилотного» проекта. Сначала мы вошли в его программу по финансированию лесовосстановления и улучшения лесоуправления, затем нас включили в проект по пожарным мероприятиям.
СПРАВКА «ГЧ»
В результате лесных пожаров 2010 года в лесном фонде Воронежской области погибло 15,9 тысячи гектаров лесных насаждений. Как сообщает пресс-служба правительства области, к ликвидации последствий стихии приступили непосредственно после окончания пожароопасного периода.
В ноябре-декабре 2010 года были расчищены горельники на площади 0,8 тысяч гектаров. В 2011 году аналогичные работы выполнены на площади 4,2 тысячи гектаров. В пригороде Воронежа (в Воронежском, Сомовском, Пригородном, Семилукском и Новоусманском лесничествах) гари расчищены на площади 2,6 тысячи гектаров. Лесовосстановление на гарях выполнено на площади 1,3 тысячи гектаров.
В 2012 году расчистка гарей запланирована на общей площади 3,7 тысяч гектаров, в том числе сплошные санитарные рубки – 1,8 тысяч гектаров и уборка захламленности – 1,9 тысяч гектаров. Лесовосстановление планируется провести на площади 2,4 тысячи гектаров.
К настоящему времени расчистка гарей выполнена на площади 5,2 тысяч гектаров, что составляет 33 % от общей площади лесов, погибших от пожаров 2010 года. Лесовосстановление проведено на площади более 750 гектаров.
Посадочным материалом в 2012 году лесничества области обеспечены в полном объеме. В состав лесных культур наряду с сосной, вводится широкий перечень лиственных пород для снижения природного класса пожарной опасности лесных насаждений.
В результате лесных пожаров 2010 года в лесном фонде Воронежской области погибло 15,9 тысячи гектаров лесных насаждений. Как сообщает пресс-служба правительства области, к ликвидации последствий стихии приступили непосредственно после окончания пожароопасного периода.
В ноябре-декабре 2010 года были расчищены горельники на площади 0,8 тысяч гектаров. В 2011 году аналогичные работы выполнены на площади 4,2 тысячи гектаров. В пригороде Воронежа (в Воронежском, Сомовском, Пригородном, Семилукском и Новоусманском лесничествах) гари расчищены на площади 2,6 тысячи гектаров. Лесовосстановление на гарях выполнено на площади 1,3 тысячи гектаров.
В 2012 году расчистка гарей запланирована на общей площади 3,7 тысяч гектаров, в том числе сплошные санитарные рубки – 1,8 тысяч гектаров и уборка захламленности – 1,9 тысяч гектаров. Лесовосстановление планируется провести на площади 2,4 тысячи гектаров.
К настоящему времени расчистка гарей выполнена на площади 5,2 тысяч гектаров, что составляет 33 % от общей площади лесов, погибших от пожаров 2010 года. Лесовосстановление проведено на площади более 750 гектаров.
Посадочным материалом в 2012 году лесничества области обеспечены в полном объеме. В состав лесных культур наряду с сосной, вводится широкий перечень лиственных пород для снижения природного класса пожарной опасности лесных насаждений.
СПРАВКА «ГЧ»
По данным вероятностного прогноза, разработанного Гидрометцентром России, в сентябре 2012 года на территории Воронежской области температурный режим ожидается выше средних многолетних значений. В июне-августе количество осадков ожидается меньше нормы. Таким образом, пожароопасная обстановка может продержаться на протяжении всего летнего периода, с июня по сентябрь.
В среднем, без учета аномального 2010 года, за лесопожарный период регистрируется 1 322 пожара на общей площади 988 гектаров (средняя площадь одного пожара – 0,71 гектара). Наибольшее количество пожаров приходятся на май (в связи с массовым посещением населением лесов в период майских праздников) и август (в связи с наименьшим количеством осадков и сухим травяным покровом). Наиболее масштабные лесные пожары традиционно приходятся на июль.
Одной из основных причин лесных пожаров остается человеческий фактор. Более 90% пожаров происходят в местах пребывания и деятельности человека: стоянки рыбаков, охотников и туристов, обочины дорог общего пользования. Наиболее пожароопасными считаются леса в пригороде Воронежа, а также в Лискинском, Бобровском, Новоусманском и Каширском районах. Увеличению пожарной опасности способствует захламленность лесов вблизи населенных пунктов.
По данным вероятностного прогноза, разработанного Гидрометцентром России, в сентябре 2012 года на территории Воронежской области температурный режим ожидается выше средних многолетних значений. В июне-августе количество осадков ожидается меньше нормы. Таким образом, пожароопасная обстановка может продержаться на протяжении всего летнего периода, с июня по сентябрь.
В среднем, без учета аномального 2010 года, за лесопожарный период регистрируется 1 322 пожара на общей площади 988 гектаров (средняя площадь одного пожара – 0,71 гектара). Наибольшее количество пожаров приходятся на май (в связи с массовым посещением населением лесов в период майских праздников) и август (в связи с наименьшим количеством осадков и сухим травяным покровом). Наиболее масштабные лесные пожары традиционно приходятся на июль.
Одной из основных причин лесных пожаров остается человеческий фактор. Более 90% пожаров происходят в местах пребывания и деятельности человека: стоянки рыбаков, охотников и туристов, обочины дорог общего пользования. Наиболее пожароопасными считаются леса в пригороде Воронежа, а также в Лискинском, Бобровском, Новоусманском и Каширском районах. Увеличению пожарной опасности способствует захламленность лесов вблизи населенных пунктов.
Воронежский лесной селекционно-семеноводческий центр будет создан в числе первых пяти подобных предприятий по заготовке, переработке лесосеменного сырья и выращиванию посадочного материала. Строительство ведется на территории Новоусманского лесничества за счет средств федерального и областного бюджетов. Планируемая производственная мощность Воронежского ЛССЦ позволит заготовить до 2 тонн семян сосны и ели, вырастить до 4,5 миллионов сеянцев сосны и до 15 миллионов сеянцев дуба.
Особый противопожарный режим действует в Воронежской области в соответствии с постановлением областного правительства от 20 апреля 2012 года. В целях недопущения возникновения лесных пожаров областным управлением лесного хозяйства проводится устройство (296,1 километра) и обновление (3220,1 километра) противопожарных минерализованных полос. Установлено 425 противопожарных аншлагов и 381 шлагбаум.
На проведение работ по тушению лесных пожаров в Воронежской области в текущем году выделено 6 миллионов рублей (по 3 миллиона из федерального и областного бюджетов). На проведение профилактических мероприятий область получила из федерального бюджета 4,9 миллиона рублей. В рамках долгосрочной целевой программы «Леса Воронежской области (2012 – 2016 годы)», утвержденной в октябре прошлого года, на обеспечение тушения лесных пожаров – приобретение ГСМ, лесопожарной техники, наем временных рабочих – выделено 23,3 миллиона рублей.
49 пожарных автоцистерн, 54 трактора с плугами, 25 малых лесопатрульных комплексов (на базе УАЗ) находятся в распоряжении управления лесного хозяйства Воронежской области и стоят на страже пожарной безопасности воронежских лесов. За счет федеральных субсидий и средств областного бюджета в 2011 году было приобретено два бульдозера Б-10М, два пожарных автомобиля «Урал», два пожарных автомобиля «ГАЗ», три лесопожарных гусеничных агрегата ТЛП-4М.