Планы на ближайшее будущее, которые строили семьи, выбирая для своих детей образовательное учреждение, рушились на глазах и тогда, родители выступили единым фронтом в борьбе за «суверенитет». История о «кулуарно» принятом решении «ликвидировать» школу, в которой числятся 323 ученика, вызвала большой резонанс и день за днем стала обрастать новыми подробностями. Вскоре выяснилось, что речь идет лишь о возможной юридической реорганизации и последующем слиянии с престижной гимназией. Тем не менее, позиция родительского коллектива осталась неизменной, и корреспонденты «ГЧ» решили выяснить, почему, на первый взгляд, почетный статус гимназиста оказался таким нежеланным.
Стратегия, проверенная временем
Одна из особенностей школы № 37 – тесное взаимодействие со СДЮСШОР по спортивной гимнастике имени Штукмана: здесь весь образовательный процесс построен таким образом, чтобы ребята могли усваивать программу без ущерба для тренировок – и наоборот. Это стратегия прошла проверку временем, не случайно учебное заведение известно своими воспитанниками, среди которых две титулованные гимнастки: серебряный призер Олимпийских игр в Лондоне 2012 года, гимнастка Виктория Комова, а также многократный призер российских и международных соревнований Юлия Иньшина.
За комментарием мы обратились к директору школы имени Штукмана Ивану Цицилину: «Спортивная нагрузка зависит от возраста и класса, в котором занимается ребенок, в основном это две тренировки (утром и вечером), а между ними – посещение уроков. В этой связи нас, конечно, волновала судьба нашей учебной базы, и в городском управлении образования меня заверили, что даже в том случае, если будет принято решение о слиянии школ, у ребят сохранится возможность заниматься спортом».
Фактор недоверия
Своеобразная «информационная блокада» вокруг будущего школы и масса слухов на первых порах, только усилили недоверие к обещаниям чиновников. Например, 24 января, когда корреспонденты «ГЧ» пришли в школу имени Штукмана, чтобы пообщаться с родителями, к нашему удивлению большинство заявило: официального разъяснения относительно судьбы учреждения до сих пор не было. «Я читала в Интернете о том, что нашу школу хотят то ли ликвидировать, то ли присоединить к гимназии имени Басова, – рассказывает Оксана, мама ученицы начальных классов. – Как я поняла, наши дети гимназии не нужны и, естественно, очень тревожно за их дальнейшую судьбу. Если не будет школы № 37, то и спортивную школу можно закрывать. В эту субботу состоится родительское собрание, мы все идем и надеемся, что с нами объяснятся».
Совершенно официально
Сергей Николаевич отказался комментировать перспективы реорганизации школы № 37, сославшись на уже озвученную официальную информацию, в которой, к слову сказать, нет недостатка. На днях разрешение конфликта вышло на новый уровень: ситуацию прокомментировал губернатор Воронежской области Алексей Гордеев: «Я прочел в интернете обращение родителей о закрытии школы № 37. Вопрос таким образом не стоит, тем не менее, я поручил руководству профильного департамента облправительства и городского управления образования встретиться с родителями и все им объяснить. Любые решения власти и системные изменения в работе учреждений общего образования должны идти только на пользу качеству обучения детей. Информация вышла «передернутая». Вообще непонятно, как можно в городе закрывать школу, тем более, что там нормальное здание».
В рамках исполнения поручения главы региона, 25 января в школе № 37 состоялись сразу три родительских собрания: с семьями учеников начальных классов, среднего и старшего звена. На одном из них присутствовал глава управления образования Константин Викторов, который обозначил официальную позицию властей: «Вопрос закрытия общеобразовательной школы № 37 никогда не рассматривался, сейчас она продолжает работать в обычном режиме и качестве. При этом как один из вариантов оптимизации сети учебных заведений обсуждается возможность юридического присоединения учебного учреждения к гимназии имени Басова. Комиссией, состав которой утвержден постановлением администрации города, проводится экспертное исследование: оценивается эффективность деятельности образовательных учреждений, использования бюджетных средств до и после возможного объединения».
К вопросу о болевых точках
Справедливости ради, стоит отметить, что идея укрупнения образовательных учреждений не нова и с переменным успехом реализуется как на территории России, так и за ее пределами. В теории такой путь оптимизации выглядит вполне жизнеспособно: в основу образовательного комплекса ставится школа с хорошими результатами, а к ней присоединяются другие. За счет расширения материально-технической базы, профилей и штата учителей, появляется возможность удовлетворить запросы любой семьи и выстроить широкий набор образовательных траекторий. Однако бывает и так, что позитивный проект на практике обрастает конфликтами и трудностями, эти опасения озвучивают и родители учеников воронежской школы.
«Я категорически против слияния с «Басовкой», – комментирует мама ученицы пятого класса Светлана Бурова. – Моя дочка занимается спортом, но не в школе имени Штукмана, а в платной секции. Тем не менее, тренировки отнимают много времени, и программа гимназии нам не подходит. Я довольна школой и с недоверием отношусь к идее ее реорганизации».
Общеизвестно, что кампания по организации учебных комплексов обросла скандалами в Москве, в частности, в центре образования № 363 на востоке столицы в начале осени сложилось двоевластие: старый управляющий совет, распущенный за несогласие на слияние с еще одной школой и двумя детскими садами, заявил о «нелегитимности» нового. Неспокойная обстановка, очевидно, сказывается и на образовательном процессе, поэтому редакция «ГЧ» надеется, что в столице Черноземья такие сценарии не повторятся и, оптимизируя систему, власти, в первую очередь, учтут интересы детей.
Казнить нельзя помиловать. Общественность пытается расставить знаки препинания в истории школы № 37
На прошлой неделе в редакцию «ГЧ» позвонили возмущенные воронежцы: в середине января им – родителям учеников школы № 37 – стало известно: учебное заведение будет закрыто либо «поглощено» гимназией имени Басова. По окончании года распределения не предвидится, поэтому уже сегодня для ребят нужно подыскивать новую школу.
Пятиклассница написала письмо президенту в защиту своей школы.
Как сообщили «ГЧ» представители родительского комитета образовательного учреждения, активную позицию в отношении судьбы школы заняли не только родители, но и сами учащиеся. Так, по своей инициативе пятиклассница написала письмо президенту РФ с просьбой защитить ее родную школу. Текст обращения был зачитан перед детьми, а для сбора подписей оказалось достаточно одного дня.
Ольга РУБЦОВА, уполномоченный представитель родительского комитета школы № 37:
– Хотя реорганизация преподносится как один из возможных вариантов оптимизации работы нашей школы, никто не озвучивает альтернативных решений. Получается так, что встречные предложения выдвигаем только мы. В то время, как родители и учащиеся единогласно придерживаются мнения, что слияние с гимназией имени Басова не пойдет нам на пользу, директор соблюдает нейтралитет, хотя в его силах еще больше сплотить коллектив. В школе учатся не только спортсмены. Родители, выбирая именно это учреждение, планировали будущее своих детей – очевидно, что обучение в гимназии не подразумевалось.
Ольга КРЯЧКО, уполномоченный представитель родительского комитета школы № 37:
– Мой ребенок не занимается спортом, однако школа предоставляет ему максимум возможностей для гармоничного развития: фольклорный ансамбль «Желанушка», танцы, занятия вокалом. Я отвожу ребенка в школу утром, забираю вечером и на протяжении всего дня уверена – он находится под присмотром. Наши дети наравне с остальными успешно участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, поэтому намеки на низкий уровень школы, лейтмотивом проходящие через все общение с чиновниками, звучат, как минимум, обидно. О реорганизации школы я узнала от родителей учащихся «Басовки», с которыми мы часто пересекаемся в силу того, что водим детей в одни и те же кружки. Когда мы начали проверять информацию, сначала выяснилось, что учреждение хотят закрыть, а ребят распределить по ближайшим школам. Потом сценарий преобразовался в более мягкий, который озвучивается теперь уже на официальном уровне. Нас пугает то, что в случае объединения учебных заведений, ребята будут страдать от разницы в социальном статусе – сейчас у нас учатся, в том числе, и дети из малообеспеченных семей, для которых покупка новогоднего подарка – настоящая проблема. В худшем случае, может получиться «Майдан» в рамках отдельно взятого образовательного учреждения.