Классика жанра. Из истории любимого новогоднего кино
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Классика жанра. Из истории любимого новогоднего кино

23 декабря 2013 / просмотров – 2780
Истфакт

Ни для кого не секрет, что есть фильмы, ставшие непременным атрибутом зимних праздников. Их герои нам уже почти как родственники. Их истории сплелись с нашей жизнью. В преддверие Нового года мы решили рассказать о некоторых любопытных фактах, связанных с этими картинами.

«Забыть как о кошмарном сне»

Знаменитую ныне «Карнавальную ночь» сняли в рекордные пять месяцев –  торопились выпустить фильм к новогодним торжествам 1957-го. За это время ее создатель  Эльдар Рязанов четырежды пытался отказаться от картины. Он только начал кинокарьеру и мечтал работать над большими драмами. Легкая музыкальная комедия его не вдохновляла. Однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев «отставки» не принял, а для того, чтобы молодому режиссеру было проще трудиться, включил в съемочную группу опытных профессионалов, которые то и дело давали советы новичку. Рязанов, имевший свою творческую позицию, нервничал и спорил. Тем не менее, к исходу 1956-го фильм был почти готов. Для его утверждения собрался художественный совет (обязательная по тем временам процедура). Вот как об этом вспоминает Эльдар Александрович в своей книге «Неподведенные итоги»: «Снятый и подмонтированный материал сочли серым, скучным и бездарным (…) Но было ясно, что никто из уважающих себя художников не возьмется за доработку. Вывод (…) был таков: единственное, что остается, – закончить скорее съемки и забыть об этом фильме как о кошмарном сне». Его даже показать решили в предновогодние дни 1956-го, предполагая, что все будут готовиться к празднику и «серая» картина растворится в суете. Однако народная реакция полностью опровергла разгромный прогноз. «Карнавальная ночь» стала самым популярным фильмом года, собрав 50 миллионов зрителей, и вошла в золотой фонд отечественной кинокомедии.

 «Чародеи» и НЛО

Как известно, сюжет одного из самых любимых киносказок «Чародеи» закручивается в институте волшебства НУИНУ. Конечно, эта структура – плод авторской фантазии, но, по воспоминаниям актеров, во время съемок без мистики тоже не обошлось. Помните забавного персонажа Семена Фарады, который весь фильм блуждал по лабиринтам здания? Он еще в одном из эпизодов с досадой восклицал: «Ну кто так строит?» Фразу предложил включить в сценарий Фарада, после того, как в самом деле заплутал в давно знакомых коридорах телецентра.

Еще более странный случай произошел, когда артисты находились в Суздале. Во время работы над сценой «проникновения» героя Александра Абдулова сквозь стену, в небе над съемочной площадкой завис …НЛО. Оператор попытался его запечатлеть, но пока он разворачивал стационарную камеру, объект исчез. Кстати, все эпизоды, в которых играл Абдулов, снимались только по ночам, но дело тут было вовсе не в мистике, а жестком графике актера. Помимо «Чародеев» он исполнял роли еще в трех картинах.

«Просим художника не проявлять фантазии»

Мало кто задумывается, насколько необычная задача выпала на долю художника Александра Борисова, работавшего над визуальным рядом «нетленки» «Ирония судьбы, или С легким паром». Об этом рассказал в уже упоминавшейся книге режиссер картины Рязанов. «Действие фильма происходит в двух абсолютно одинаковых, типичных квартирах. (…) У нас даже была такая ремарка: «Просим художника не проявлять яркой творческой фантазии»… Прямо скажем, создателю декораций трудно вдохновиться подобным призывом. Казалось, что здесь делать художнику? Взять планировку стандартной квартиры и дать чертежи рабочим, чтобы они скопировали ее в кинопавильоне.  Поручить ассистенту купить стандартный гарнитур и обставить жилье наших героев. Но Александр Борисов понимал, что в квартире проходит более двух с половиной часов экранного времени, а в кадре – всего два, максимум три человека, и стремился найти изобразительное разнообразие. (…) Именно он предложил сделать героев новоселами. Во-первых, у нас действительно люди чаще всего получали ордера накануне праздников. Во-вторых, это еще более оправдывало поведение героя – ведь в новой, необжитой квартире не заметить ошибку гораздо легче. А в-третьих, что главное, такое решение дало возможность строить мизансцены с многообразным использованием переднего плана. (…) Тщательность в подборе цвета, скрупулезность в поисках реквизита, создание из предметов быта таких натюрмортов, которые сами по себе представляли произведение искусства (…) – вот далеко не полный перечень забот нашего замечательного художника».

 «Песня о хорошем настроении» для фильма «Карнавальная ночь» была записана Людмилой Гурченко отдельно от оркестра, в наушниках, что в СССР было сделано впервые.

 

Четыре первых телеграммы с благодарностями создателям фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» были отправлены 1 января 1976 года в 21 час 03 минуты, 05 минут, 06 минут, 08 минут – то есть немедленно после окончания показа картины.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели