Звезда послевоенного подиума
Элеонора Календа переехала с родными в Воронеж из Читы в 1944 году. Многодетную семью разместили в летней солдатской кухне, рядом с бараками, где жили саперы. Наша собеседница, которой в ту пору было 13 лет, с глубокой признательностью вспоминает об их подвиге. После освобождения города в нем оставалось более 300 тысяч мин. От «смертоносной начинки» улицы освобождали совсем молодые ребята. «Они работали целыми днями и с большой заботой относились к нам, детям, – рассказывает Элеонора Николаевна. – Присматривали за нами, старались подкормить».
Сама она девчонкой трудилась на швейной фабрике, где вместе со сверстницами шила солдатские шинели. «Я помню, как-то подняла одну и упала, – говорит наша респондентка. – Мы все худые тогда были, но работали с энтузиазмом. Часто оставались в цеху допоздна, а ночевали прямо на столах».
Позже, уже в 1950-е Элеонора Николаевна стала заведовать кадрами в ателье, где шили «гражданскую» одежду. Довелось ей участвовать и в модных показах. Грациозную красавицу Элю приглашали демонстрировать новинки. «Ходить по подиуму меня никто не учил, а косметикой я начала пользоваться только после 50 лет, – рассказывает наша собеседница. – Но я всегда была модницей, к тому же занималась спортом. Так что на показах чувствовала себя уверенно».
Новые платья и костюмы в Воронеже демонстрировали в ателье, в Доме офицеров и на открытых площадках в парках. Ездили и в другие города – в Ленинград, Горький, Краснодар. К таким командировкам готовились очень серьезно. Перед ними проходили смотры, на которых присутствовали представители министерства легкой промышленности. «А как же иначе, – говорит Элеонора Николаевна. – Ведь нашей целью было не покрасоваться. Мы представляли город и относились к этому очень серьезно».
Витамины вместо лакомства
Владимир Грамзин приехал с родителями из Москвы в Воронеж в 1945 году. Его отец получил назначение на авиазавод. Наш собеседник был тогда 10-летним мальчиком. Несмотря на юный возраст, он пережил немало лишений, но картина, которую он застал на новом месте, его поразила. «Площадь Ленина – без Ленина, кругом руины», – вспоминает Владимир Васильевич. Левобережный район, где поселилась семья, меньше затронула война, но и там было немало разрушений после бомбежек. Несмотря на усилия саперов, в земле оставалось еще много «дремлющих» снарядов. Однажды паренек из школы, где учился Грамзин, нашел запал от противотанковой гранаты и в результате лишился руки…
Но и в это суровое послевоенное время у детей были свои радости. В кинотеатре «Родина» (еще не до конца восстановленном) «крутили» кино. Показывали приключенческий фильм «Золотая тропа», американский мюзикл «Сестра его дворецкого» с Диной Дурбин в главной роли, детские сказки. Но особое впечатление на ребят произвела историческая кинокартина «Давид-Бек», рассказывающая о борьбе армянского народа против персидских завоевателей в XVIII веке. Мальчишки даже носили пальто особым образом – они накидывали его на одно плечо, подражая горцам.
Еще одно яркое воспоминание …витамины. «Их в аптеке нам насыпали прямо в ладошки», – рассказывает Грамзин. Со сладостями тогда было туго. Аскорбинка считалась настоящим лакомством.
Вопреки прогнозам фашистов
Когда гитлеровцы были изгнаны из нашего города, берлинское радио сообщило, что «Воронеж не представляет никакой ценности». Фашисты заявили, что на возрождение его зданий и инфраструктуры понадобиться не менее 100 лет. Однако уже через 15 месяцев было восстановлено 6200 жилых домов, заработали многие предприятия, больницы и школы, дала ток ВОГРЭС. А через 15 лет, благодаря героическому труду жителей города, основной объем работ по его реконструкции был выполнен.
В борьбе с минной опасностью
Наравне с саперами-красноармейцами в разминировании Воронежа участвовали добровольцы, в том числе девушки. В частности, юная комсомолка Шура Фомина окончила курсы, организованные МПВО (местной противовоздушной обороны) и создала отряд, который только за 4 месяца 1943 года обезвредил 19 тысяч мин.
Помощь сибиряков
В восстановлении Воронежа его жителям помогали другие города. Так, в 1943 году из Новосибирска поступило более 100 вагонов леса и цемента, 21 вагон с металлическими трубами, несколько эшелонов со станками и оборудованием, строительными деталями, мебелью и около 100 вагонов с подарками для населения.
На фото:
Воронеж был возрожден в рекордные сроки, но некоторые известные здания удалось восстановить только спустя многие годы после войны (разрушенный «Утюжок»).
В молодости Элеонора Календа участвовала в модных показах.
Сейчас Элеонора Николаевна продолжает вести активную общественную работу.
Юный Владимир Грамзин (первый справа во втором ряду) с одноклассниками.