"Мечтаю вернуться туда хоть на десять дней". Из истории Исполкомовского переулка
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

"Мечтаю вернуться туда хоть на десять дней". Из истории Исполкомовского переулка

24 сентября 2014 / просмотров – 3393
Истфакт

Журналисты «ГЧ» побывали в доме, которого скоро не станет. Это почти столетний особняк в Исполкомовском переулке. О прошлом здания без будущего нам рассказала Анна Маликова, семья которой проживала здесь в послевоенные годы. Она называет его «дом моих предков».

Особняк в зеленом уголке
Это здание* постройки 1917 года, непросто сфотографировать – стены закрывает буйно разросшаяся зелень. Видимо, сказывается особое соседство: неподалеку находится знаменитый в прошлом Бринкманский сад. Напомним его историю.
В XIX веке здесь была дача помещицы Красовской. Позже владения стал опекать представитель военного ведомства фон Бринкман. При нем парк превратился в излюбленное место отдыха горожан. Оно оставалось таковым и в советское время, но постепенно пришло в упадок. Только в последние годы начались реконструкционные работы.
Своя история у Исполкомовского переулка. При «царском режиме» он назывался Раушинским или Раушевским (данные разнятся). Краевед Владимир Елецких связывает этот факт с супругой одного из представителей семьи Бринкманов – Надежды Рауш.** Новое название переулок получил после революции, когда в одном из зданий разместился исполком Совета крестьянских и рабочих депутатов Привокзальной волости. Что же до дома № 4, то он тоже был связан с руководящим звеном. В советское время здесь проживали обкомовские работники.
Эхо военных времен
В 1943 году в доме дали комнату родственникам Анны – двоюродной бабушке Клавдии и ее супругу Михаилу Каширину, который трудился в обкоме. Позже в этом же здании поселилась семья отца нашей собеседницы.
Тогда почти вся округа лежала в руинах, но особняк уцелел. Возможно, он избежал разрушений не случайно. По рассказам близких Анны, в период оккупации гитлеровцы устроили в нем госпиталь. После изгнания фашистов в строении оставались окровавленные носилки и бинты, а по соседству – в Бринкманском саду возвышались католические кресты. Здесь немцы хоронили умерших от ран.***
Чулан с секретом
С этой мрачной картиной контрастирует послевоенная история здания. Конечно, в то трудное время тоже испытаний хватало. Жили в тесноте, за водой ходили к колонке на соседнюю улицу, готовили на общей кухне… Но бытовые проблемы не шли ни в какое сравнение с бедами минувшей войны. А детям особняк и вовсе казался чуть ли не царским дворцом. Вот как вспоминает о нем тетя нашей собеседницы – Ольга Измайлова, которая жила здесь, будучи школьницей: «Дом был на диво хорош. На второй этаж вела деревянная лесенка с резными перилами невероятной красоты. Мы называли ее лестница-чудесница… Наверху располагалась шикарная терраса, где был чулан, принадлежавший нашей семье. Прабабушка ставила там самовар и все собирались на чаепитие…»
«Цветочные поединки»
Еще одно яркое воспоминание – цветы. Местные жители разбивали рядом с домом пышные клумбы и даже устраивали нечто вроде соревнований – чье творение лучше. А под окнами особняка стояли как стражи два грушевых дерева. В их тени юная Ольга Измайлова учила уроки и мечтала о будущем. Она была тогда так счастлива, что даже спустя годы это впечатление не померкло. «Я бы отдала остаток своей жизни, чтобы очутиться в том времени хоть на десять дней», – говорит она сейчас. Впрочем, на свою судьбу Ольга Александровна не жалуется. Она связала ее с медициной, проработала в этой сфере 40 лет, была в Чернобыле в памятном 1986 году, награждена за опасную командировку медалью…
Бринкманская шпана
Отдельный разговор – о местных хулиганах. В послевоенные годы ребята массу времени проводили на улице и нередко устраивали дворовые бои. Бринкманская шпана славилась на весь Воронеж, а предводителем мальчишек был отец Анны Маликовой Аркадий.
По словам краеведа Олега Казаневского, здешние пацаны были чуткими к веяниям прогресса и нередко выступали в роли этаких «законодателей моды». К примеру, они первыми в округе после войны стали ездить на велосипедах. «Тогда это была такая редкость, что велик уважительно именовали машиной, – говорит Казаневский, – появление такого транспортного средства во дворе становилось целым событием…» Он же отмечает, что никто из бринкманских ребят не пошел по криминальной тропе. Все стали достойными людьми и хорошими специалистами. К примеру, лидер местной шпаны Аркадий Маликов работал главным инженером гостиничного треста, занимался известным воронежским проектом «Брно»…
P.S.
Сейчас в доме живут только три семьи и то, можно сказать, на чемоданах. В 2015 году его должны снести. Основание – физический износ. По словам нынешних обителей особняка, он только с виду крепкий. Снаружи строение отделано кирпичом, а внутри оно деревянное и сильно обветшало. Но, несмотря на это, жильцам покидать его жалко. Они говорят: «Если бы здесь навели порядок, мы бы никогда отсюда не съехали». Но, видимо, снести дом с почти вековой историей проще, чем сделать глобальный ремонт…

! Анна Маликова просит откликнуться всех, кто может расширить сведения о прошлом дома № 4 в Исполкомовском переулке. Возможно, кому-то известна его довоенная история. Может быть, у кого-то с ним связаны личные воспоминания. Важна любая информация, ведь этот дом вскоре может оказаться утраченным. Контактный телефон: 239-09-68.

*Современный адрес дома: Исполкомовский переулок, 4. Ранее у строения был № 1.
**Информация из книги «Легенды Бринкманского сада». Отметим также, что местные жители утверждают, что дом № 4 связан с Бринкманами. Однако в краеведческой литературе сообщается, что от усадьбы этой семьи сохранились только дом № 6 в Школьном переулке и часть сада.
*** Когда начались работы по реконструкции сада, краевед Александр Березянский поднял вопрос о перезахоронении останков. Раскопки были проведены поисковиками из объединения «Дон». При вскрытии выяснилось, что скелеты сильно повреждены (со времен войны в парке не раз проводились коммуникации). Поэтому точно подсчитать и опознать погибших оказалось невозможным. После раскопок сообщалось, что останки солдат будут переданы представителям «Народного союза» из Германии для перезахоронения на сборном кладбище в Курске.

На фото: дом № 4 в Исполкомовском переулке; наша собеседница Анна Маликова; отец Анны (второй слева в верхнем ряду) в юные годы с товарищами; Ольга Измайлова и Анна в музее ВГМА.

Фотографии Павла Макарова и из личного архива Анны Маликовой.

Справка «ГЧ»

Анна Маликова – методист кафедры философии ВГМА, аспирантка ВГУ, работает над диссертацией, посвященной воронежскому здравоохранению в дореволюционный период, активно сотрудничает с общественной организацией по охране исторического наследия «Экос».

Справка «ГЧ»

Выдающийся ученый, один из основателей космической биологии Всеволод Антипов (1923 – 2006) в родстве с Анной Маликовой. Ее прабабушка Анна Яковлевна Кабанова и мама Антипова Зинаида Яковлевна Кабанова – родные сестры.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Комментарии
  • 29.10. 21:07 Влад (Гость) Очень интересная статья. Анна Маликова очень много делает для воронежского краеведения. Очень скромный человек, она за последнее время сделала очень много интересных открытий , свела краеведов с очень интересными людьми. Успехов ей и Истфакту !!!
  • 04.11. 22:30 Анна (Гость) Влад, спасибо большое за комментарий, Вам успехов во всем. Спасибо большое Елене Черных за статью и отзывчивость.
  • 23.11. 11:55 Владимир Елецких (Гость) Действительно Анна Маликова серьезный исследователь истории нашего здравоохранения. И не только. Ведет интересную страницу в интернете по краеведению. А Елена Черных умеет находить познавательные темы. Спасибо!
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели