Зинаида Сергеевна Соколова (в девичестве – Алексеева*), как и ее знаменитый брат, влюбилась в театр еще в детстве. Этой страстью они во многом были обязаны родителям. Горячие поклонники искусства Мельпомены супруги Алексеевы организовали у себя дома драматический кружок и ставили любительские спектакли. Отец семейства – известный московский предприниматель специально для этих целей выстроил флигель со зрительным залом и сценой. Репертуар алексеевского театра состоял в основном из оперетт. Позже Станиславский вспоминал: «Оперетка, водевиль – хорошая школа для артистов… Голос, дикция, жест, движения, легкий ритм, бодрый темп, искреннее веселье необходимы в легком жанре. Мало того – нужно изящество и шик… Жанр этот требует большой внешней техники, волей неволей приходится работать над собой и вместе с тем оперетта …не задает непосильных для молодых актеров задач».
На этой домашней сцене рождались первые творческие эксперименты. Зюля, как ласково называл сестру будущий создатель новаторской актерской системы, была их активной участницей.
Семейная миссия Соколовых
Увлечение театром не ушло из жизни Зинаиды и спустя годы – когда она повзрослела и обзавелась семьей. Ее муж, известный хирург Константин Соколов тоже был неравнодушен к искусству. Помимо этого чета, разделявшая моральные принципы Льва Толстого, активно занималась благотворительной деятельностью. Во время страшного голода 1890-х, охватившего десятки губерний европейской России, супруги собирали средства для крестьян, устраивали выездные бесплатные обеды, а потом и вовсе решили переселиться в глубинку. «Хотелось дать возможность жить хоть одной деревне осмысленной жизнью», – вспоминала позже Зинаида Сергеевна.
В 1894 году Соколовы распродали имущество и по совету нашего земляка писателя Александра Эртеля купили имение близ села Никольское в Воронежской губернии и с энтузиазмом взялись за обустройство народного быта. Константин Константинович вел на дому прием больных. Зинаида «ведала» вопросами просвещения местного населения. Для обучения сельской детворы было организовано две школы. Кроме того Соколова устроила «кустарный пункт», где женщины занимались художественной вышивкой. Рисунки рукодельницы брали со старорусских образцов – кокошников, опоясок и рушников. Позже Зинаида Сергеевна возила изделия никольских мастериц на выставку в Берлин, где их творения пользовались большим успехом. Но на этом Зюля не остановилась – решила приохотить крестьян к театру.
Самородки из глубинки
Сначала она заинтересовала ребятишек, а следом за ними к искусству потянулись и родители. В 1896 году в Никольском поставили первый спектакль, роли в котором исполнили актеры-селяне. Так родился первый крестьянский театр, который теперь называют «старшим братом МХАТа» (это детище Станиславского и Немировича-Данченко ведет свою деятельность с 1898 года). Первые пьесы были незамысловатыми, но потом выяснилось, что самородкам из глубинки, обладающим удивительным природным артистизмом, по плечу сложные драматические роли. Селяне играли в постановках по Чехову, Островскому, Соллогубу. Представления давали в большом амбаре, который вмещал несколько сотен зрителей. В 1901 году «амбарным актерам» аплодировал сам Станиславский, гостивший у сестры. Потом он с восхищением делился своими впечатлениями с друзьями: «Нет, вы только подумайте, сколь талантлив наш простой народ! Гуляю я утречком налегке по парку и слышу со стороны поля слова – кого вы бы думали? Гоголевского Степана из «Женитьбы». Да так произносит их с чувством, с настроением! Раздвигаю кусты и вижу за сохой крестьянина, который окучивает на своей пегашке картофель и заодно учит роль. Изумительно, просто изумительно!»
Искусство – в крови
В 1903 году Соколова с дочерьми перебралась в Москву, чтобы девочки могли получить образование. Однако связь с воронежской землей не оборвалась. На каникулы и праздники они приезжали в село, ставшее родным.
Константин Константинович продолжал служение на ниве медицины. В Первую мировую врач устроил в Никольском лазарет для раненных солдат. В то же тяжелое время его супруга трудилась в Московской больнице для слепых.
В 1919-м доктора Соколова не стало. Он не перенес тиф, которым заразился, спасая от мора никольских крестьян. Зинаида Сергеевна после смерти мужа посвятила себя обучению молодых актеров – преподавала сценическое искусство в студии, которой руководил Станиславский. Она прожила долгую жизнь и умерла в 1950 году, оставив после себя множество талантливых учеников.
Не пресеклась традиции, заложенные Соколовыми, и в Никольском. Более того, в конце 1950-х самодеятельный театр одним из первых в стране получил почетное звание Народного. С 1994-го раз в два года в селе проводятся областные фестивали «Театральные встречи», на которые съезжаются лучшие любительские коллективы воронежского края. На этих встречах «хозяева сцены» всегда на высоте. Любовь к искусству Мельпомены у здешних жителей, похоже, уже в крови.
*Станиславский – сценический псевдоним выдающегося театрального деятеля.
«Примите мужицкое спасибо!»
В 1945 году Заслуженная артистка РСФСР Зинаида Соколова праздновала свой 80-летний юбилей. Заслуги Зинаиды Сергеевны с благодарностью отмечали коллеги и ученики, но больше всего ее растрогало поздравление, которое пришло из села, расположенного по соседству с Никольским. Его автор писал: «За 14 верст мы, босоногие крестьяне-мальчишки …ходили смотреть спектакли, устраиваемые тобой и Константином Константиновичем в риге… Вы научили меня понимать, любить и ценить искусство. Вы помогли мне духовно расти. По праву я Вас считаю своей духовной матерью. За все примите мое большое мужицкое спасибо!»
В 1945 году Заслуженная артистка РСФСР Зинаида Соколова праздновала свой 80-летний юбилей. Заслуги Зинаиды Сергеевны с благодарностью отмечали коллеги и ученики, но больше всего ее растрогало поздравление, которое пришло из села, расположенного по соседству с Никольским. Его автор писал: «За 14 верст мы, босоногие крестьяне-мальчишки …ходили смотреть спектакли, устраиваемые тобой и Константином Константиновичем в риге… Вы научили меня понимать, любить и ценить искусство. Вы помогли мне духовно расти. По праву я Вас считаю своей духовной матерью. За все примите мое большое мужицкое спасибо!»
«Театральное село». Сегодня в Никольском всего около полусотни постоянных жителей. Здесь нет больницы, в школе никому учиться, и даже мобильная связь работает с перебоями. А театр есть. В самодеятельной труппе 20 человек. Актеры-любители приезжают из райцентра и окрестных населенных пунктов.
Любопытные воспоминания об основательнице театра в Никольском Зинаиде Соколовой оставила одна из ее учениц – известная советская актриса Софья Пилявская. В 1927-м она пыталась поступить на курс Соколовой, которая тогда преподавала сценическое искусство в Москве, но …провалилась. Виной был сильный польский акцент, унаследованный Пилявской от родителей-поляков. После этого девушка работала над речью целый год и затем снова пришла на экзамен. Соколова оценила ее упорство. «Она долго смотрела на меня с любопытством, – пишет Пилявская, – а потом сказала: «Не ожидала, молодец! Я вас возьму».
Любопытные воспоминания об основательнице театра в Никольском Зинаиде Соколовой оставила одна из ее учениц – известная советская актриса Софья Пилявская. В 1927-м она пыталась поступить на курс Соколовой, которая тогда преподавала сценическое искусство в Москве, но …провалилась. Виной был сильный польский акцент, унаследованный Пилявской от родителей-поляков. После этого девушка работала над речью целый год и затем снова пришла на экзамен. Соколова оценила ее упорство. «Она долго смотрела на меня с любопытством, – пишет Пилявская, – а потом сказала: «Не ожидала, молодец! Я вас возьму».