Музы знаменитых воронежцев
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Музы знаменитых воронежцев

11 февраля 2014 / просмотров – 4151
Истфакт

Ни для кого не секрет, что рождением многих замечательных творений мы обязаны не только таланту их создателей, но и прекрасным женщинам, которым они подарили свое сердце. Любовь их вдохновляла и поддерживала, а порой становилась источником душевной боли, но без нее они не мыслили жизнь. Не миновала «стрела Амура» и наших знаменитых земляков.

В кого был без памяти влюблен изобретатель трехлинейной винтовки Сергей Мосин? Что нам известно о супруге поэта Самуила Маршака? Кому посвящал свои произведения писатель Андрей Платонов? Об этом в преддверии Дня святого Валентина мы побеседовали с сотрудницей Краеведческого центра Еленой Устиновой.

Винтовка, подарившая счастье

История конструктора Сергея Мосина так и просится на большой экран. Здесь вам и страсть, и вызов на дуэль, и годы упорной работы над созданием легендарной трехлинейки… Просто мечта для сценариста! А началось все в 1875-м, когда 26-летний Мосин прибыл на Тульский оружейный завод.

Тогда Сергей только окончил артиллерийскую академию, где блестяще осваивал науки. Среди однокашников он слыл аскетом, погруженным в баллистику, математику и фортификацию. Никто и подумать не мог, что он способен отчаянно влюбиться, но именно это с ним и стряслось. Судьбоносная встреча произошла, когда он навестил отца, который служил у местных дворян Арсеньевых управляющим. Мосина сразила молодая жена помещика Варенька.

За Арсеньева она вышла по воле родителей и счастливым брак не был. Однако факт оставался фактом: замужняя женщина, к тому же мать двоих детей – скандал! Но Сергей просто потерял голову. Он всюду искал встреч с ней и Варвара, поначалу отвергавшая ухаживания, тоже начала смотреть на него влюбленными глазами. Конечно, зарождающийся роман не мог не заметить Арсеньев, и Мосину, как тогда говорили – было отказано от дома. Однако Сергей свою Вареньку не забыл. Долгие годы он добивался развода, дважды вызывал помещика на дуэль, но все тщетно. Супруг семейные узы рвать не желал, стреляться тоже, а потом вдруг выдвинул условие: 50 тысяч за согласие на расторжение брака – сумма по тем временам колоссальная...  Выход из мучительной ситуации помогло найти знаменитое изобретение Мосина, над которым он работал 8 лет. В 1890 году конструктор создал винтовку нового образца, ставшую главным стрелковым оружием русской армии. В 1891-м ему присудили Михайловскую премию, и влюбленные смогли, наконец, пожениться. Им не было суждено вместе встретить старость – в 1902-м Мосин скончался от воспаления легких. И все же в их жизни было десять счастливых лет…

«Отец испытывал к ней безграничное доверие»

Маршак встретился со своей будущей женой по пути в Святую землю. В 1910 – 1911 годах он совершил путешествие по странам Ближнего Востока и на пароходе, следующем в Палестину, познакомился с девушкой удивительной красоты – Софией Мильвидской. На нее заглядывались все пассажиры, но ее вниманием завладел бойкий и остроумный Самуил. У молодого литератора и прекрасно образованной Софии нашлось немало общих тем. Потом их разговор продолжился в письмах, а в 1912-м они поженились и прожили вместе, деля пополам радость и испытания, 42 года. А горя на их долю выпало с лихвой – смерть маленькой дочки, спустя годы – потеря сына… Но они всегда поддерживали друг друга и это давало силы жить дальше.

Люди, близко знавшие эту пару, поражались тому, какой у них был гармоничный союз. Во многом это была заслуга Софии Михайловны – настоящей хранительницы семейного очага. До встречи с Маршаком она училась на политехнических курсах, позже – на факультете искусств Лондонского университета, и при желании могла бы добиться многого, но полностью посвятила себя семье. Иммануил Маршак (младший сын, физик) писал: «Отец испытывал к ней безграничное доверие. Она дорожила каждым проявлением его творческого духа…»

«Я перестрою вселенную ради тебя»

Андрей Платонов и его будущая жена Мария Кашинцева были, что называется, не пара. Он – пролетарий, болезненно застенчивый, неказистый. Она – дочь врача, интеллигентка, душа студенческой компании и красавица с тучей поклонников. Недаром Платонов писал: «Оттого и муза моя печальная, что ее живое воплощение – ты – трудно мне достаешься». Но было что-то в этом скромном парне, что тронуло девушку и заставило выбрать именно его. Может быть, понимание, что это встреча с гением; может невероятная преданность Платонова. А он ее просто боготворил. 

Когда в начале 1920-х шла компания по ликвидации безграмотности и Мария работала учительницей в селе, Андрей ходил к ней пешком из Воронежа, только чтобы увидеть, поговорить, хоть полчаса, а потом снова наматывал километры назад, чтоб успеть на работу. Ее черты сквозят во многих женских характерах платоновской прозы. А вот строчки из письма, написанного, когда у них с Марией появился сын: «Звезда и песня моя, судьба и невеста моя… Я знаю, что я бессмертен и перестрою вселенную ради тебя. Света тебе хочу, светлая, как во мне все стало светом и верой».

Наверное, Мария не испытывала подобных чувств к мужу. Биографы писателя отмечают, что она скорее принимала его любовь. Но когда читаешь пронзительные строки, посвященные Платоновым его дорогой Маше, невольно думаешь – должно быть, такой необъятной любви хватало на двоих.

Из письма Андрея Платонова жене Марии

«Я шел по глубокому логу. Ночь, бесконечные пространства, далекие темные деревни и одни звезды над головой в мутной смертельной мгле. Нельзя поверить, что можно выйти отсюда, что есть города, музыка, что завтра будет полдень, а через полгода весна. (…) От вздоха в таком пространстве разрывается сердце, от взгляда в провал между звезд становишься бессмертным. И все невыразимо, и можно вытерпеть всю вечность с великой, неимоверной любовью в сердце…

Всякий человек имеет в мире невесту, и только потому он способен жить. У одного ее имя Мария, у другого приснившийся тайный образ во сне, у третьего весенний тоскующий ветер».

Из письма Самуила Маршака супруге Софии

«Если наши отношения не будут безукоризненно светлы и прекрасны, значит, мы сами настолько плохи, что никуда не годимся… Ибо данные все есть. Любим друг друга сильно. Оба мы правдивы. Оба очень молоды и, не убегая от жизни, хотим узнать ее всю, учимся у нее. Оба свободны и так и сильны, что можем быть одиноки… Главное: ценить друг друга и видеть другого не в мелочах, а в целом».

Письма Сергея Мосина Варваре Арсеньевой не сохранились.

На фото Софья Мильвидская, невеста Самуила Маршака. 1911 года, Палестина.

Елена Альбертовна Устинова проводит замечательные экскурсии по Воронежу, посетив которые можно узнать массу интересного о прошлом и настоящем нашего города. Желающие записаться на экскурсию могут звонить в Краеведческий центр (библиотека № 2) по телефону 259-85-52.

 

 

 

 

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели