Главная башня
Как известно, крепость была возведена в районе нынешнего главного корпуса ВГУ. Размеры у нее были скромные – не более 300 метров в периметре, но она располагала всем необходимым для повседневной жизни обитателей и для отпора врагу. Здесь находились съезжая изба воеводы, которая была чем-то вроде административного здания, церковь, пороховой склад, амбары для хранения провизии, денежной казны и оружия. Крепостные стены представляли собой деревянные срубы с землей – проломить такие могло только сильное орудие. Сооружение окружали рвы, в которые были вбиты остро затесанные бревна. Крепость имела три дозорные башни высотой более 10 саженей (21 метра) и главная из них называлась Московской. Стояла она у перекрестка нынешних Университетской площади и улицы Володарского. От этой башни шла одна из дорог на Москву.
Как «царская поездка» едва не сгубила иностранного путешественника
Об особенностях маршрута Москва – Воронеж в петровскую эпоху наш гид рассказал рядом с Успенским (Адмиралтейским) храмом, который «помнит» бурную деятельность царя-императора. С 1696 по 1722 годы Петр посетил наш город 13 раз и часто оставался в нем подолгу, решая вопросы, связанные со строительством флота. Путь царя из Москвы до Воронежа занимал от трех до семи дней – скорость зависела от состояния дороги и продолжительности остановок. Одно из таких путешествий описал голландский писатель и этнограф Корнелий де Бруин, посетивший наш город по приглашению Петра. Поездка получилась весьма душевной. Как пишет голландец, щедрый государь угощал его всякими яствами и «разными водками», а во время одной из остановок еще приказал палить из пушек после каждого тоста. От такого разудалого гостеприимства иностранец даже приболел, однако это не помешало ему записать путевые наблюдения. Так, по его словам, от Москвы до Воронежа каждая верста была отмечена столбом с годом установки (1701), а между ними росли молодые деревья. Это помогало ориентироваться путешественникам зимой – в метель на заснеженной дороге.
Воронежский «трезубец»
В 1770 годы в городе появилась Большая Московская улица (нынешняя Плехановская). Она – детище регулярного плана города, в основе которого лежал принцип «трезубца»: от Митрофаньевского монастыря протянулись три «луча» Большая Девицкая (ныне Платонова и 9 января), Мещанская (Володарского) и выше упомянутая Большая Московская. Свое название она получила неслучайно – по плану ее прокладывали как магистраль, выводившую путников из центра города на дорогу на Москву. Видимо, это сыграло свою роль в том, что ее облюбовали владельцы гостиниц и постоялых дворов. Кроме того, здесь располагались рынки, магазины, купеческие лавки. Так что улица, по сути, являлась главной торговой артерией Воронежа.
«Свидетели» минувших времен
Одна из красивейших улиц города – Карла Маркса – долгое время носила название Старо-Московская.* Здесь расположены знаковые для Воронежа строения, которые по праву считаются его визитными карточками. Это уже упоминавшийся Успенский храм – единственный уцелевший «свидетель» начала создания флота и Каменный мост – любимец молодоженов.
История улицы связана с почтовой службой: в XVII веке здесь располагалась Ямская слобода (в районе Каменного моста), которая с ростом города переместилась на территорию нынешней Кольцовской, а затем к Заставе.
XIX веке на Старо-Московской можно было часто встретить пожарные обозы. Они следовали к Мещанской полицейской части. Каланчу, возвышающуюся над зданием, использовали пожарные команды. Этот «свидетель» минувший времен тоже дожил до наших дней и представляет собой интересный памятник дореволюционной архитектуры.
Старинный колорит и индустриальная романтика
С крутого правобережного холма спускается вниз Старомосковский переулок. Здесь еще встречаются особнячки, выстроенные в дореволюционных традициях – высокая «каменная подошва», а сверху деревянная надстройка. Здесь же можно увидеть остатки булыжной мостовой и еще одну, уже современную достопримечательность – полуразвалившееся кирпичное здание украсил портретами известный воронежский уличный художник Lastik.
Есть у нас и Мало-Московский переулок, а когда-то аналогичное название еще носила и улица. В советское время ее переименовали в честь юного ополченца Валентина Куколкина, погибшего в боях с фашистами за Чижовку.
Коварные извозчики
Богатая «предпринимательская» история у старинной улицы Средне-Московской. В самом ее начале в XIX веке издавна велась оживленная торговля. Купцы съезжались сюда со всей губернии. Это стало стимулом для развития сопутствующей инфраструктуры – трактиров, постоялых дворов (от той поры до нашего времени сохранился целый ансамбль красивых старинных зданий). О том, на что могли рассчитывать посетители гостиниц, дает представление дореволюционный рекламный проспект «Гранд-отеля» (он размещался в особняке на Средне-Московской, 12). Там сообщается о «роскошно отделанных номерах от 1 до 5 рублей в сутки» и «первоклассном большом ресторане», с широким ассортиментом «вин русских и иностранных». Особо отмечается: ко всем подъездам подаются кареты. А в конце – любопытное объявление: «Просим господ проезжающих не обращать внимание на извозчиков и других лиц, уверяющих в следствие своих выгод о неимении в гостинице свободных номеров…»
*Поначалу она именовалась просто Московской, а переименовали ее, когда новая дорога на Москву стала проходить по Большой Московской улице.
Заглянуть в прошлое позволяют черно-белые снимки конца 1960 – начала 1970 годов, которые наш гид принес с собой на экскурсию. На них компания мальчишек. В руках одного из них деревянный автомат «домашнего производства». Когда-то с таким самодельным «оружием» пацаны играли в «войнушку». Ребята стоят во дворике на улице Средне-Московской. Это «тыл» домов-«хрущевок» № 6 и 8. Они были аккуратно «вписаны» в территорию постоялого двора или иного домовладения прежней эпохи.
В активе нашего гида Владимира Размустова немало других интересных маршрутов. Его экскурсии посвящены страницам прошлого народного ополчения, Дальней Чижовки, становлению Воронежа…
Фотографии Павла Макарова и из архива Владимира Размустова.