«Богослов-карбонарий»
Виктор Ипатьевич Аскоченский появился на свет в Воронеже, в семье священника, который был наставником в церковном нотном пении для всех губернских батюшек. Продолжая династию, юный Виктор поступил в семинарию, а затем как один из лучших учеников был направлен на учебу в Киевскую духовную академию. В 1839-м он получил степень магистра богословия и право преподавания. Между тем, в это время Аскоченский не отличался особой набожностью и весьма критически относился к некоторым церковным обрядам. Описывая данный период в своем «Дневнике», он утверждал, что считался в глазах начальства академии чуть ли не «карбонарием» и вынужден был «скрывать свои лекции от неразумной ревности инквизиторов-монахов».
Черная полоса
В 1840-е годы на Аскоченского обрушился страшный удар – умерли его жена и сын-младенец. Через несколько лет он вновь женился, но вторая супруга не пережила роды, оставив его с ребенком на руках. К тому времени Виктор Ипатьевич покинул академию и перебрался в Житомир. Здесь он служил в губернском правлении, но недолго. Из-за противоречий с местными чиновниками, чему виной во многом был его неуживчивый характер, он переехал в Каменец-Подольск, однако не задержался и тут. Аскоченский ввязался в конфликт с прокурором, который чуть не закончился дуэлью. До кровопролития, правда, не дошло, но оставаться в городе Виктор Ипатьевич больше не мог. Он вышел в отставку, перебрался в Петербург и решил посвятить себя литературе и публицистике.
«Асмодей* нашего времени»
Решение было не случайным – статьи Аскоченского уже давно печатались в периодике, а в 1846 году увидела свет его первая книга «Краткое начертание истории русской литературы». В 1850-е были изданы труды Виктора Ипатьевича, в которых он исследовал православную культуру на Украине: «В.Г. Григорович-Барский, знаменитый путешественник XVIII в.», «Киев с древнейшим его училищем Академиею», «История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г.». Им же был написан целый ряд художественных произведений – повестей, пьес, рассказов, стихов, басен.
Но наибольшую известность получил роман Аскоченского «Асмодей нашего времени», в котором писатель выступил в роли обличителя безнравственности российского общества. К тому времени в его сознании произошел серьезный переворот. От бунтарских настроений юности не осталось и следа. Он превратился в ярого защитника духовных православных ценностей от скептицизма и атеизма, широко распространившихся в молодежной среде. Образ главного героя «Асмодея» с говорящей фамилией Пустовцев воплотил в себе все возможные разрушительные тенденции. По мысли автора, это должно было служить предупреждением о том, к каким последствиям может привести презрение к исконным традициям, моральным нормам и вере. При этом Виктор Ипатьевич показывал пороки героя в нарочито гипертрофированном, карикатурном виде.
«Герцен наизнанку»
В полной мере обличительный пафос Аскоченского нашел выражение в основанной им в 1858 году газете «Домашняя беседа». Этот еженедельник декларировался как издание, призванное «давать уроки и правила нравственности русскому народу». На практике мирная беседа превратилась в жаркий спор, в котором от души доставалось либералам, демократам, западникам, нигилистам, атеистам и революционерам.
Эта критика, в свою очередь, вызывала бурную полемику в обществе. Выдающийся представитель церковно-исторической науки Петр Знаменский так характеризовал стиль издателя газеты: «Это был (…) Герцен – наизнанку. Он заговорил в «Домашней беседе» совсем новым, неслыханным в духовной литературе языком. Действительно сильные аргументы и явно недобросовестные софизмы, горькие истины и клеветы (…), благочестивые сетования и ругательства, вульгарные остроты и тексты Священного писания (…) – все это сливалось в его речи в какую-то пеструю смесь, оригинальную, необыкновенно задорную и раздражавшую всех его читателей». Впрочем, раздражала «Беседа» далеко не всех. Например, известный православный писатель Сергей Нилус называл Аскоченского «подвижником русского духа».
Как бы то ни было, а газета выходила 19 лет, неизменно вызывая противоречивую реакцию в обществе. Ее выпуск прекратился только в связи с тяжелой болезнью Аскоченского. В 1877 году было опубликовано сообщение о том, что Виктор Ипатьевич «поражен нервным ударом (воспалением в мозгу) и отправлен в больницу». Два года спустя он скончался. Свой последний приют неистовый защитник традиций нашел на кладбище Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом.
* Злой дух, демон вожделения, блуда, мести, ревности и разрушения.
Пламенный борец с нигилистами и атеистами Виктор Аскоченский выступал не только в роли обличителя в своих статьях и литературных произведениях. Он пытался создать образ положительного героя. Так, в книге «Записки звонаря» автор показывает простого человека из народа, который ведет праведную жизнь, возвышающую его над мирской суетой.
Незадолго до смерти Кольцова Виктор Аскоченский виделся с ним и позже описал эту встречу в своих воспоминаниях о поэте. По его словам, они говорили о старине, о Киевской духовной академии, где тогда трудился Виктор Ипатьевич. Кольцов даже загорелся идеей поездки на Украину. Но оба понимали, что это несбыточная мечта. Дни поэта, страдающего чахоткой, уже были сочтены.