Неистовый защитник традиций из Воронежа
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Неистовый защитник традиций из Воронежа

15 октября 2013 / просмотров – 1500
Истфакт
200 лет назад 13 октября родился наш земляк – писатель, журналист, историк, издатель Виктор Аскоченский. Сейчас имя этого человека мало кому известно, но в свое время его деятельность вызывала широкий общественный резонанс и поднимала жаркие дискуссии в прессе.

«Богослов-карбонарий»

Виктор Ипатьевич Аскоченский появился на свет в Воронеже, в семье священника, который был наставником в церковном нотном пении для всех губернских батюшек. Продолжая династию, юный Виктор поступил в семинарию, а затем как один из лучших учеников был направлен на учебу в Киевскую духовную академию. В 1839-м он получил степень магистра богословия и право преподавания. Между тем, в это время Аскоченский не отличался особой набожностью и весьма критически относился к некоторым церковным обрядам. Описывая данный период в своем «Дневнике», он утверждал, что считался в глазах начальства академии чуть ли не «карбонарием» и вынужден был «скрывать свои лекции от неразумной ревности инквизиторов-монахов».

Черная полоса

В 1840-е годы на Аскоченского обрушился страшный удар – умерли его жена и сын-младенец. Через несколько лет он вновь женился, но вторая супруга не пережила роды, оставив его с ребенком на руках. К тому времени Виктор Ипатьевич покинул академию и перебрался в Житомир. Здесь он служил в губернском правлении, но недолго. Из-за противоречий с местными чиновниками, чему виной во многом был его неуживчивый характер, он переехал в Каменец-Подольск, однако не задержался и тут. Аскоченский ввязался в конфликт с прокурором, который чуть не закончился дуэлью. До кровопролития, правда, не дошло, но оставаться в городе Виктор Ипатьевич больше не мог. Он вышел в отставку, перебрался в Петербург и решил посвятить себя литературе и публицистике.

«Асмодей* нашего времени»

Решение было не случайным – статьи Аскоченского уже давно печатались в периодике, а в 1846 году увидела свет его первая книга «Краткое начертание истории русской литературы». В 1850-е были изданы труды Виктора Ипатьевича, в которых он исследовал православную культуру на Украине: «В.Г. Григорович-Барский, знаменитый путешественник XVIII в.», «Киев с древнейшим его училищем Академиею», «История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г.». Им же был написан целый ряд художественных произведений – повестей, пьес, рассказов, стихов, басен.

Но наибольшую известность получил роман Аскоченского «Асмодей нашего времени», в котором писатель выступил в роли обличителя безнравственности российского общества. К тому времени в его сознании произошел серьезный переворот. От бунтарских настроений юности не осталось и следа. Он превратился в ярого защитника духовных православных ценностей от скептицизма и атеизма, широко распространившихся в молодежной среде. Образ главного героя «Асмодея» с говорящей фамилией Пустовцев воплотил в себе все возможные разрушительные тенденции. По мысли автора, это должно было служить предупреждением о том, к каким последствиям может привести презрение к исконным традициям, моральным нормам и вере. При этом Виктор Ипатьевич показывал пороки героя в нарочито гипертрофированном, карикатурном виде.

«Герцен наизнанку»

В полной мере обличительный пафос Аскоченского нашел выражение в основанной им в 1858 году газете «Домашняя беседа». Этот еженедельник декларировался как издание, призванное «давать уроки и правила нравственности русскому народу». На практике мирная беседа превратилась в жаркий спор, в котором от души доставалось либералам, демократам, западникам, нигилистам, атеистам и революционерам.

Эта критика, в свою очередь, вызывала бурную полемику в обществе. Выдающийся представитель церковно-исторической науки Петр Знаменский так характеризовал стиль издателя газеты: «Это был (…) Герцен – наизнанку. Он заговорил в «Домашней беседе» совсем новым, неслыханным в духовной литературе языком. Действительно сильные аргументы и явно недобросовестные софизмы, горькие истины и клеветы (…), благочестивые сетования и ругательства, вульгарные остроты и тексты Священного писания (…) – все это сливалось в его речи в какую-то пеструю смесь, оригинальную, необыкновенно задорную и раздражавшую всех его читателей». Впрочем, раздражала «Беседа» далеко не всех. Например, известный православный писатель Сергей Нилус называл Аскоченского «подвижником русского духа».

Как бы то ни было, а газета выходила 19 лет, неизменно вызывая противоречивую реакцию в обществе. Ее выпуск прекратился только в связи с тяжелой болезнью Аскоченского. В 1877 году было опубликовано сообщение о том, что Виктор Ипатьевич «поражен нервным ударом (воспалением в мозгу) и отправлен в больницу». Два года спустя он  скончался. Свой последний приют неистовый защитник традиций нашел на кладбище Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом.

 

* Злой дух, демон вожделения, блуда, мести, ревности и разрушения.

 

Пламенный борец с нигилистами и атеистами Виктор Аскоченский выступал не только в роли обличителя в своих статьях и литературных произведениях. Он пытался создать образ положительного героя. Так, в книге «Записки звонаря» автор показывает простого человека из народа, который ведет праведную жизнь, возвышающую его над мирской суетой.

 

Незадолго до смерти Кольцова Виктор Аскоченский виделся с ним и позже описал эту встречу в своих воспоминаниях о поэте. По его словам, они говорили о старине, о Киевской духовной академии, где тогда трудился Виктор Ипатьевич. Кольцов даже загорелся идеей поездки на Украину. Но оба понимали, что это несбыточная мечта. Дни поэта, страдающего чахоткой, уже были сочтены.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели