«Ноев ковчег» из Воронежа. История «политически неблагонадежного» дома
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Ноев ковчег» из Воронежа. История «политически неблагонадежного» дома

21 сентября 2012 / просмотров – 7349
Истфакт
Данное двухэтажное здание, расположенное по адресу: улица 20-летия ВЛКСМ, 37 не поражает архитектурными изысками, но у него свое особое обаяние. Ровные шеренги окон с декоративными козырьками придают ему строгий, деловой вид. Добротная кладка, проглядывающая сквозь поврежденную временем облицовку массивного фундамента, свидетельствует о почтенном возрасте строения. Этот дом – один из редких воронежских «долгожителей», сохранившийся аж с XVIII века. Его стены помнят немало интересных личностей.
Неугомонная Антонина
В конце XVIII столетия здесь размещалась одна из суконных мануфактур знаменитых воронежских предпринимателей Гардениных. Спустя век строение купил отставной поручик Блюммер, который затем передал его своей племяннице Антонине. Благодаря этой удивительной женщине дом приобрел особую революционную репутацию.
Дочь воронежского дворянина Антонина Петровна Блюммер (по мужу – Кравцова) водила знакомство Николаем Чернышевским, Петром Лавровым и другими выдающимися представителями радикально настроенной интеллигенции. Свою роль в этом, видимо, сыграл ее брат Леонид Блюммер – известный писатель и журналист, который в молодости отличался вольномыслием и даже подвергался ссылке за «политическую неблагонадежность». Сама Антонина, мечтавшая о справедливом обществе, активно занималась просветительской деятельностью – руководила в столице работой «Общества петербургских воскресных школ», преподавала, работала в журнале и …параллельно распространяла нелегальную литературу.

Штаб-квартира «подозрительных элементов»
В 1862-м ее арестовали за революционную пропаганду, а затем выслали из Петербурга в Воронеж – на поруки отца. Однако Антонина успокаиваться вовсе не собиралась. Напротив, она превратила свой дом в центр общения передовой молодежи. Позже Блюммер-Кравцова вновь подвергалась аресту и после освобождения долгое время находилась под полицейским надзором, но от идеалов юности не отказалась до конца жизни (Антонина Петровна умерла незадолго до революции в возрасте 80 лет).
Здесь всегда гостеприимно встречали борцов с «самодержавным режимом»
Ее воронежский дом неоднократно служил пристанищем для высланных из столицы студентов и других «подозрительных элементов». Его посещали члены нелегальной организации «Народная воля» и в том числе знаменитая революционерка Вера Фигнер. А в начале XX века в этом здании находили приют большевики. Словом, здесь всегда гостеприимно встречали борцов за переустройство общества. А поскольку они принадлежали различным течениям и объединениям, дом прозвали «Ноев ковчег» – дескать «всякой твари по паре».

Педагог-бунтарь
Не оставляла Антонина Петровна и работу на ниве просвещения. Известно, что она добилась открытия в Воронеже народной библиотеки имени А.В. Кольцова и школы при тюрьме. Кстати – об образовании. С этой сферой связана еще одна большая «глава» в истории дома. В 1867 году здесь открыл на собственные средства двухклассное учебное заведение для детей из бедных семей выдающийся российский педагог Николай Бунаков.
Николай Федорович приехал в Воронеж из столицы в 1866-м – в качестве преподавателя русского языка военной гимназии. У него тоже было бунтарское прошлое: в начале 1860-х учитель участвовал в деятельности организации «Земля и воля», за что долго находился под полицейским надзором.

Школа новой формации
В наш город Бунаков прибыл с новыми идеями. Дело в том, что система обучения, практиковавшаяся в учебных учреждениях царской России, у него вызвала массу нареканий. Поэтому он решил ее реформировать – сам, не дожидаясь, пока необходимость преобразований осознают в верхах и дадут соответствующее указание. Школа, которую Бунаков открыл в «Ноевом ковчеге» была экспериментальной: никаких домашних заданий, экзаменов и, тем более, телесных наказаний. Школяры здесь прекрасно усваивали материал и без «контрольно-репрессивных» мер. А все потому, что ребятам было интересно учиться!
Бунаков прожил на воронежской земле 38 лет. Все это время он плодотворно занимался педагогической деятельностью, развивал свою систему преподавания, создавал научные труды. Умер Николай Федорович в 1904 году в Острогожске, куда его выслали из Воронежа после публичной речи, в которой учитель-бунтарь раскритиковал политику властей.

Революционный вожак
В 1917 – 1919 годах в этом доме жил один из организаторов Октябрьского вооруженного восстания в Воронеже, первый председатель городского и губернского РСДРП (б) Николай Кардашов. Революционными идеями он увлекся еще в юности, будучи студентом Московского университета. Подвергался арестам, отбывал заключение. В наш город будущий лидер воронежских большевиков прибыл прямиком из Таганской тюрьмы – к нам его выслали после освобождения из острога.
Известен этот партийный вожак и как яркий публицист – он был первым редактором газеты «Воронежский рабочий» (ныне – «Коммуна»). Ушел из жизни революционный деятель в 1920 году – умер от сыпного тифа в Сибири, куда его направили на работу по политической линии.
Сегодня о жизни и деятельности в «Ковчеге» Кардашова, также как и педагога-новатора Бунакова напоминают мемориальные доски. Есть здесь и другая табличка, сообщающая о том, что этот дом – объект культурного наследия. Такие памятки на старинных строениях устанавливают энтузиасты из общественной организации по охране исторического наследия «ЭКОС» – для того, чтобы горожане понимали ценность подобных зданий для потомков.
Романтика и идеология. До революции улица 20-летия ВЛКСМ носила поэтичное наименование Поднабережная. Она возникла еще в XVIII столетии, когда вдоль спуска к реке появились первые строения. Поэтому Поднабережной ее и назвали. Свое новое имя в честь очередной годовщины комсомола улица получила в 1938 году. В этом уголке города сохранилось немало старинных зданий.
«Журналисты-подпольщики». В начале XX века в нашем городе возникла революционная группа, известная современникам как «воронежские искровцы». Ее члены установили тесную связь со знаменитой нелегальной «Искрой», издававшейся за границей, через агентов посылали в нее заметки о забастовках местных рабочих и жизни крестьян в губернии. «Воронежские искровцы» были частыми гостями в доме с современным адресом: улица 20-летия ВЛКСМ, 37.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели