Машинист с дирижерской палочкой
Иван Васильевич Петров (1906–1975) – уроженец небольшой станции Абрамовка Воронежской губернии. Его отец, по профессии железнодорожник, участвовал в Первой мировой войне, служил в кавалерийской разведке. Видимо, решительный характер Иван унаследовал от него…
Будущий дирижер почувствовал тягу к музыке с раннего детства: самостоятельно освоил струнные инструменты, а во время обучения в Новохоперской школе, где имелся свой духовой оркестр, на всю жизнь влюбился в «ликующую медь». Но надо было зарабатывать на хлеб насущный и после окончания школы, Иван устроился помощником паровозного машиниста в Воронеже. Однако прежнее увлечение не забросил. Играл по выходным в городском парке, затем совмещал учебу в двух техникумах – путей сообщения и музыкальном. Когда же выпускник Петров стал работать на паровозоремонтном заводе имени Дзержинского, он организовал там духовой оркестр. Да какой! Самодеятельные музыканты успешно исполняли произведения Чайковского, Вагнера, Брамса, Бетховена… Были в этом репертуаре и собственные сочинения молодого дирижера. Особенно заводчане гордились его «Маршем дзержинцев», который часто звучал во время праздников на городских улицах.
Иван Васильевич меняет профессию
Дирекция предприятия высоко оценила дар необычного работника. Петрова направили в Московскую консерваторию, где он был принят сразу на второй курс военно-дирижерского факультета, а по окончании учебного года переведен на четвертый! В 1936 году Иван Васильевич уже дирижер духового оркестра Особой кавалерийской бригады, который под его управлением вскоре получил почетное звание «Образцовый». Коллектив неизменно занимал первые места на всероссийских конкурсах. С ним почитали за честь выступать такие звезды как скрипач Ойстрах, пианист Рихтер, оперный певец Козловский, а выдающийся композитор, профессор Московской консерватории Мясковский специально для музыкантов Кавбригады написал свою симфонию № 19.
В 1941 году Петров, назначенный дирижером оркестра Военно-политической академии имени Ленина, был полон новых творческих идей, но грянула война. С первых ее дней он стремился в действующую армию, забрасывая руководство рапортами, однако начальник учебного заведения генерал-майор Щербаков талантливого дирижера на фронт не пустил.
Сюрприз для Шостаковича
12 декабря 1942 года в башкирском городке Белебей, куда в составе академии был эвакуирован оркестр, произошло особое культурное событие – музыканты исполнили знаменитую 7-ю симфонию Шостаковича – ту, что впервые прозвучала в блокадном Ленинграде и стала символом несломленного духа его героических жителей.
На белейбейском концерте присутствовал сам автор. Позже он признался в своих воспоминаниях, что ехал «отругать дирижера за профанацию произведения, не предназначенного для духового оркестра», но затем «был совершенно потрясен, насколько тонко и точно было переданы все нюансы». Для духового оркестра симфонию переложил сам Петров.
Главный дирижер Советской армии
В конце войны Иван Васильевич – начальник Высшего училища военных капельмейстеров и признанный гуру для руководителей духовых коллективов. В 1948 году Петров возглавил сводный военный оркестр Московского гарнизона и совершил тот самый «революционный поворот» на параде, а в 1954-м стал главным дирижером Советской армии. Военно-оркестровой службой страны он управлял 4 года, совмещая эту деятельность с руководством Отдельным показательным оркестром Минобороны СССР и другими не менее ответственными должностями. Позже Петров, уже генерал-майор, преподавал в Московской консерватории, а в 1970 году создал и возглавил Государственный духовой оркестр РСФСР. Все это время он не переставал писать. Иван Васильевич – автор свыше 30 маршей, которые полюбились многим творческим коллективам. Один из них – «В знак дружбы» был награжден Большой золотой медалью на Международном фестивале в ГДР, где это произведение исполнил сводный оркестр семи государств.
«Птенцы гнезда Петрова»
Кстати – о дружбе. Иван Васильевич остался в памяти коллег, товарищей и учеников исключительно порядочным человеком, никогда не бросавшим других людей на произвол судьбы. В конце 1940-х, когда во время очередной волны сталинских гонений остались без мест в Московской консерватории многие профессора, Петров, возглавлявший в те годы дирижерское училище, не побоялся взять под крыло опальных деятелей культуры. И чиновники в итоге решили не возражать, поскольку работа этого «преподавательского созвездия» сразу же сказалась на качестве подготовки будущих музыкантов. Один из питомцев училища Заслуженный артист Литвы Иосиф Манжух впоследствии с благодарностью вспоминал: «37 ведущих специалистов Москвы учили нас профессиональному мастерству и передавали свой бесценный жизненный опыт». Данное учебное заведение (его современный статус – институт военных дирижеров университета Минобороны РФ) по сию пору – единственное в мире, готовящее руководителей армейских оркестров.
Славная история отечественной военно-оркестровой службы продолжается. Бравые музыканты в форме – непременные участники парадов и других торжеств. И все-таки трогающие за душу и невероятно воодушевляющие духовые инструменты раньше можно было услышать гораздо чаще. Помните строчки Окуджавы: «В городском саду флейты да валторны. Капельмейстеру хочется взлететь…» Может, стоит вспомнить о былых традициях и вернуть эту окрыляющую музыку в наши парки?
«ГЧ» благодарит за помощь в подготовки статьи сотрудников библиотеки № 2 имени А.В. Кольцова (краеведческий центр).
300 лет военно-оркестровой службе России исполнилось в этом году. Ее история началась с указа Петра I № 2319, предписывающего иметь в каждом пехотном полку гобоистов и барабанщиков. Сейчас в ВС РФ около 250 духовых коллективов. Замечательные военные оркестры есть и у нас – на базе ВАИУ, Воронежского филиала Академии Федеральной службы охраны. В состав Губернаторского духового оркестра вошли музыканты погранвойск. Кроме того, прекрасный коллектив действует под крылом муниципального оперативного полка милиции.
Памятные гастроли. В 1957 году начальник военно-оркестровой службы Минобороны СССР Петров выступал с Отдельным показательным оркестром в родном Воронеже. Театральный режиссер Цветков так вспоминал об этом событии: «Исполнялась Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского. В момент кульминации, когда грянули колокола, дирижер вдруг выбросил руки в стороны и застыл словно птица в полете. Контраст полной статики и ликующего колокольного звона бил в самое сердце… Это потрясло».