«Чем мне нравится Фридриха Энгельса, так это своей изменчивостью, – говорит Владимир
Борисович, – то она широкая, величавая, неторопливая, то узкая, суетливая и шумная. Но самое главное – на всем протяжении меняется ее облик. Здесь вам и краснокирпичные дома, построенные в 1920-е, и «сталинки», и дореволюционные здания…» Конечно, отразить все многообразие ее истории в одной статье невозможно. Лучший способ ощутить особый колорит улицы – отправиться в культпоход по ней с нашим гидом. Вот только несколько фактов, почерпнутых во время этой познавательной прогулки.
«Охотники конского бега»
Мы встретились там, где когда-то собирались азартные любители скачек или как говорили при царском режиме – «охотники конского бега». Теперь это трудно представить, но близ истока проспекта Революции в XIX веке находился ипподром. Его территория занимала обширное пространство от Кольцовской до швейной фабрики «Работница». Место именовалось Рысистый бег. В 1860-е здесь пролегла железная дорога и всю эту конскую суету перенесли подальше от магистрали. Основная часть площади – между проспектом Революции, улицами Фридриха Энгельса и Кольцовской – стала называться Старым бегом. В начале XX века эта территория начала застраиваться. В 1909 – 1913 годах тут выросло величественное здание, напоминающее замок, ныне известное воронежцам как «Пентагон». У него любопытная история.
Интригующий институт
Это строение, «тылом» выходящее на Фридриха Энгельса, возвели для механико-технического училища. Учреждение было призвано решать важную для губернии задачу – готовить квалифицированные кадры для промышленности. В комиссию по возведению здания вошли известные городские архитекторы и в их
числе Станислав Мысловский, который придумал выполнить его в этаком средневековом стиле. Большую роль в судьбе училища сыграл купец и благотворитель Николай Клочков, вложивший в строительство крупные средства.
В советское время здание облюбовали военные ведомства, за что оно и получило в народе прозвище «Пентагон». Долгое время здесь размещался научно-исследовательский институт, работавший на нужды «оборонки». В учреждении трудились специалисты из разных родов войск. В 1970 – 1980-е у здания можно было увидеть военных в форме летчиков, артиллеристов и даже моряков. Наличие последних в сухопутном городе неизменно удивляло воронежцев. Между прочим, в этом интригующем НИИ работал знакомый нашего гида. Поскольку сотрудники института периодически участвовали в сборах, у него имелся так называемый «тревожный чемоданчик». Там, как водится, были вещи первой необходимости и среди них …игральные карты и отточенные карандаши для «росписи пульки» или иными словами – для преферанса. Видно так, почти по-гусарски, офицеры коротали во время сборов свободное время.
Тайна красного кирпича
В начале улицы находятся интересные краснокирпичные здания (№ 1, 3). Многие ошибочно считают их дореволюционными. На самом деле они были возведены уже при новой власти. Определить время постройки можно с помощью клейм на кирпичах «ГСНХ», которые хорошо читаются на доме № 3. ГСНХ – это Губернский Совет Народного Хозяйства, созданный уже в советский период. А если учесть, что деление на губернии просуществовало до 1928-го, то ясно, что здания появились тут не позднее этого года. Их дореволюционный колорит объясняется тем, что они были делом рук строителей, что трудились и при «старом режиме». Недаром они очень похожи на дома № 4 и 6, возведенные в начале XIX века для военного интендантства.
Как в Воронеже появились студенты-иностранцы?
Яркий образец сталинской неоклассики студенческое общежитие ВГУ № 1, построенное в 1951 году. Его открытие в послевоенном Воронеже освещалось в прессе как большое событие. Сейчас нарядный декор порядком обветшал, но все равно притягивает взгляд. А чуть дальше, по адресу Фридриха Энгельса, 8, стоит еще одно любопытное здание. Оно было построено в 1967 – 1968 годах для подготовительного факультета, образованного для обучения иностранных граждан. В это время как раз получили развитие большие госпрограммы по взаимодействию со странами Африки и Азии. Они направляли учиться в СССР молодежь, но прежде чем студенты могли приступить к освоению различных специальностей, им нужно было овладеть русским языком. Задачу были призваны решить подфаки, которые в то время появились всего в четырех городах на весь Союз – в Москве, Ленинграде, Киеве и Воронеже. С этой целью были созданы уникальные методики погружения в языковую среду. На этом особенном факультете ВГУ много лет преподавала мама Владимира Борисовича – ветеран труда Зинаида Ивановна Размустова.
Башня гения инженерии
Между улицами Фридриха Энгельса, Комиссаржевской, Чайковского и Студенческой находится стадион «Труд», в богатой биографии которого есть очень интересная деталь, не связанная со спортом. До революции на его территории была построена необычная водонапорная башня, созданная инженером и изобретателем с мировым именем Владимиром Шуховым, со дня рождения которого в этом году исполнилось 160 лет. Ему принадлежит множество новаций в области гидравлики, нефтепереработки, теплотехники, судостроения, военного дела. Его творения – Шаболовская башня и перекрытия ГУМа из стекла и металла. Он первым применил к высотным сооружениям гиперболоидную конструкцию в виде несущей стальной сетчатой оболочки, которую потом использовали многие выдающиеся арихитекторы.
В нашем городе Шухов работал в местном филиале известной фирмы «Бари» и построил несколько объектов, включая башню той самой новаторской конструкции. К сожалению, «воронежский гиперболоид» был разрушен в войну. Но изобретение инженера востребовано по сию пору.
Комплекс постоялых дворов (№ 52 – 54) сохранился на улице Фридриха Энгельса со времен, когда здесь был Щепной рынок (на месте НИИ связи). Торжище возникло еще до революции и просуществовало вплоть до 1972 года, когда открылся Центральный рынок. Сейчас нарядный декор постоялых дворов скрывают аляповатые вывески арендаторов и кондиционеры, диссонирующие с внешним видом старинных зданий.
Старейший памятник, связанный с воронежской пищевой промышленностью, расположен в конце улицы. Это сооружения, сохранившиеся от «Третьего товарищества паровых мукомольных мельниц» и Хлебозавод № 1.