На страже крепости
Придача – слобода, основанная в конце XVI века и занимавшая район современных улиц Димитрова, Ильича, Старых Большевиков.* В те далекие времена здесь обитали служилые люди, призванные оберегать Воронеж от татарских набегов и получившие взамен земельные наделы. Это отразилось в названии населенного пункта, которое происходит от слова «придать». Иными словами, он возник «в придачу» к основной территории крепости.
Отдельно следует сказать про нападения татар. Они продолжали угрожать Воронежу и почти век спустя после его основания. Сохранилось донесение воеводы царю, датированное 1675 годом. В нем сообщается, что степняки ворвались в слободу, «проломав полевые крепости» и угнали конские стада. При этом обитатели Придачи в долгу не остались. Они спешно «собрали силу», догнали вражеский отряд, отвоевали лошадей и «побили 35 человек».
Предприятие, которое «одевало армию»
В городскую черту слобода вошла только в 1930 году, но это не значит, что раньше она представляла собой дикую окраину. Местные жители весьма успешно занимались различными промыслами. Один из них – изготовление канатов – получил распространение еще в петровскую эпоху. Позже на Придаче были возведены корпуса мануфактуры, принадлежавшей известному воронежскому семейству предпринимателей Тулиновых. Предприятие, говоря современным языком, работало на оборонный заказ. Здесь изготавливали сукно для армейских мундиров и шинелей.
Бунт мастериц
Мануфактура снабжала армию почти сто лет, но в середине XIX века производство пришло в упадок.** Незадолго до закрытия – в 1857 году здесь произошло экстраординарное событие. Крепостные работники отказались выходить к прядильным станкам, пока не будут изменены непосильные условия труда. Это была первая в истории города забастовка.
Интересно, что на предприятии было много женщин – 350 из 650 мастеровых. Именно они стали зачинщицами беспорядков. Дошли до нас и имена самых отчаянных активисток – Екатерина Земцова и Анна Постухина.
После этой стачки мануфактура так и не оправилась и утратила былое значение. Когда в стране отменили крепостничество, работники получили вольную, а фабричные постройки выкупил город. В дальнейшем здесь разместился дисциплинарный батальон, где содержались под стражей за различные проступки солдаты. С историей этого «арестантского подразделения» тоже связан крупный бунт.
Восстание, которое отметил Ильич
Дисбат, где тогда содержалось 800 человек, восстал 18 ноября 1905 года, в разгар первой русской революции. Поводом к беспорядкам послужила плохая пища. Во время перепалки с возмущенными арестантами дежурный офицер убил двух человек. После этого солдаты захватили казармы, оружейный склад, устроили пожар и двинулись в город, чтобы соединиться с бастующими рабочими. Войскам удалось задержать бунтовщиков и подавить выступление.*** Подробности этой истории содержатся в жандармском донесении, написанном 26 ноября – то есть по горячим следам событий.
Докладчик сообщает, что брожение в батальоне началось в конце лета – когда заключенные узнали из газеты о мятеже матросов на броненосце «Потемкин». Как издание попало в дисбат не утоняется, но есть данные, что это работа большевистских агитаторов. Позже в исправительное учреждение долетели слухи об амнистии политических преступников. Солдаты, содержавшиеся под стражей за дисциплинарные нарушения, возмущались, что на них помилование не распространяется, и требовали справедливости. Жандарм отмечает еще одну любопытную деталь – искать правду в город восставшие отправились строем и …с музыкой.
Интересно также то, что события в дисбате не ускользнули от внимания Ленина. Оценивая волнения в армии в одной из своих статей, он написал: «За морским сражением в Севастополе следуют без перерыва, сухопутные сражения в Воронеже и Киеве».
Генерал, актер и шпион
После пожара корпуса пришлось реконструировать и строить новые здания. В 1910 году здесь появился каменный храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Его возвели на месте сгоревшей деревянной церкви дисбата. При новой власти он был закрыт. В нем и других помещениях размещались различные воинские подразделения.
В 1943-м на этой территории расположилось созданное в том году Воронежское суворовское военное училище (ВжСВУ). Ребята из первого набора занимались в сложных условиях. По воспоминаниям воспитанников, было так холодно, что мальчишки рисовали мелом на доске в классе костер и прикладывали к нему ладошки. Им казалось, что так теплей…
ВжСВУ просуществовало 20 лет. Сотни его выпускников стали кадровыми офицерами и служили в разных уголках страны. Известно также, что здесь учились генерал-полковник, участник вооруженных столкновений октября 1993 года Альберт Макашов, Народный артист России Александр Пашутин, бывший сотрудник ГРУ, бежавший за границу и издавший там несколько скандальных книг об СССР, Виктор Суворов (настоящее имя Владимир Резун).
Сейчас на этой территории с богатой историей располагается Военно-воздушная академия.
*Нередко название «Придача» ассоциируется исключительно со станцией на окраине города. На самом деле она появилась почти на 300 лет позже слободы, когда от Воронежа на юг протянулась железнодорожная ветка.
**К тому времени владельцем предприятия стал Филипп Вигель, который был с семейством Тулиновых в родстве.
***Известно, что из 200 арестованных по этому делу к суду было привлечено 58 человек. 28 из них приговорили к каторжным работам. Двоих оправдали. Остальным продлили сроки пребывания в арестантских ротах.
Придаченская «Поляна»
Так когда-то в народе называли место на пересечении современных улиц Димитрова и Старых Большевиков. До революции здесь находилось здание волостного правления. Рядом располагались трактиры, постоялые дворы и купеческие лавки. Иными словами, тут концентрировалась административная и торговая жизнь Придачи.
На фото
Работницы на одной из дореволюционных российских фабрик (фото из открытого источника в Сети).
Один из старейших домов Придачи. Расположен по адресу Зубрилова, 7. Его история началась еще в XIX столетии.
Старинное здание на Димитрова, 81. До революции в нем размещалось ссудо-сберегательное товарищество. Здесь же открылся первый в слободе общественный зал для концертов и лекций. Теперь в здании – школа № 23.
Воинский храм, находящийся на территории Военно-воздушной академии. Построен в начале XX века. Несколько лет назад он был восстановлен силами учебного заведения и освящен митрополитом.