Эти сказания, поданные в увлекательной художественной форме, можно прочитать в книге известного воронежского краеведа Владимира Елецких «Легенды Петровского сквера». На ее страницах оживают события давно минувших дней – военные победы и мирные будни молодого царя, знаковые и забавные встречи на его пути, тайны Адмиралтейства и Петровского острова… Вот только несколько эпизодов, связанных с именем царя, которые нашли отражение в издании.
Как борода помогла сделать карьеру
Известно, что Петр с огромным рвением внедрял в патриархальной России европейский образ жизни. С особым вдохновением «новый русский» государь взялся изводить бороды. Для тех, кто упорно не желал расставаться с «растительностью» на лице, был введен специальный ежегодный налог. Уплатившие подать получали медный медальон с изображением бороды и носили его на шее в знак доказательства своей «законной бородатости».
Долго не желали следовать чуждой иноземной моде и воронежцы. Даже после приезда государя в наш славный город. Лишь один Антон Веневитинов решил Петру угодить, причем подошел к делу с юмором. Он остриг бороду, но выбрасывать ее не стал, а привязал аккуратно к подбородку и явился в таком виде пред царские очи. А Петр уже вовсю наводил новые порядки: выстроил местных бояр и принялся лично задирать им бороды, проверяя, есть ли медальон, свидетельствующий об уплате налога. Дошла очередь и до Веневитинова. Потянул царь его за бороду, а та осталась у него в руках. Шутка пришлась Петру по сердцу. Да так, что он повелел назначить Антона на особую государеву службу – приглядывать за лесами и назначил за важное дело щедрое жалование! Что же до бороды, то она потом долго хранилась в веневитиновском доме как семейная реликвия.
Как кузнец вылечил «око государево»
В петровскую эпоху началась история использования в России минеральных вод для врачевания. Если верить народной молве, то свою роль в этом сыграла целебная вода родника из села Староживотинное. Рассказывают, что как-то царь посетил здешние места по своим «государевым делам». А у Петра в то время стали побаливать глаза и от напасти той никто не мог найти избавление. Вылечить царя помог местный кузнец, который принес в Государев шатер жбан воды из родника, о живительной силе которого исстари шла добрая слава. По преданию, исцелившийся Петр повелел посадить у ключа вяз, что стоял здесь, пока его не расколола молния. А ключ, скрытый в зелени травы, так и бил из-под земли. От того в народе место то прозвали «Мокрым». Не один век оно пользовалось популярностью у страдающих «глазными болезнями». Не поэтому ли появилась поговорка «глаза на мокром месте»? Правда, теперь родник почти иссяк.
Роковая красавица
При царском дворе издавна несли службу рынды – оруженосцы и телохранители государя. Они сопровождали его в походах, а во время дворцовых церемоний стояли по обе стороны трона с бердышами на плечах. В 1698 году Петр отменил чин особым указом. По народной версии, толчком к этому послужила ссора оруженосцев Юрия Нарышкина и Тихона Епишева из-за воронежской красавицы.
Молодые задиры тогда разгорячились не на шутку. Даже решили устроить дуэль на топориках – те самых, с помощью которых по предписанию следовало охранять монарха. Однако о задумке донесли Петру и тот разбушевался. Где ж такое видано? Вместо того чтобы службу нести, его оруженосцы дуэли устраивают! В наказание незадачливых рынд отправили на судостроительные работы как простых плотников. Правда, царская опала продлилась недолго. Через некоторое время отходчивый Петр их вернул и даже отправил учиться за границу.
«Царские Лопатки»
В рамонском селе Лопатки бытует сказание о местном богатыре-плотогоне, что славился невиданной силой. Говорят, он лошадь мог поднять, а уж в кулачном бою, ему и вовсе равных не было. По преданию с этим силачом однажды пожелал сразиться сам Петр, которого, как известно, тоже Бог силой не обделил. Недаром царь трудился на верфях как простой строитель, управляясь с молотком и топором не хуже опытных мастеров! Но по народному сказанию, с плотогоном государь так и не справился. А тот не побоялся победить самого монарха и уложил его на лопатки. Однако легенда гласит, что Петр не обиделся. Напротив, даже наградил смелого силача, и повелел назвать село в честь его победы Лопатками.
В 1879 году Воронеж посетил Владимир Гиляровский, стяжавший славу «короля репортеров». В наш город он приехал с труппой актеров – знаменитый журналист, как и царь Петр, был натурой увлеченной и стремился попробовать себя во многих профессиях. Он выступал на арене цирка, боролся с пламенем, участвуя в работе Общества вольных охотников тушения пожаров, и даже пел на клиросе в церкви. А еще Владимир Алексеевич писал блестящие эпиграммы. На одну из них Гиляровского вдохновил воронежский памятник Петру. Прогуливаясь по городу с друзьями «король репортеров» заметил, что рука бронзового самодержца указывает в направлении городской тюрьмы. Тут же родилось сатирическое четверостишие, которое дерзкий журналист начертал мелом на постаменте памятника. Стихотворный «автограф» корифея слова гласил:
Смотрите, русское дворянство,
Петр Первый и по смерти строг –
Глядит на интендантство,
А пальцем кажет на острог.
Безумный роман Беринга. В 1711 году в Рамонь приехал капитан Витус Беринг, который принял командование построенным на местной верфи кораблем «Таймолар» («Бегущее время»). Здесь по легенде он познакомился с прекрасной сестрой одного из матросов Марией. Красавица вскружила ему голову, а потом оказалось, что она безумна. Берингу было жаль девушку, но служба есть служба, и капитан отправился в поход. Позже он стал известным исследователем, где только не побывал, но, как гласит молва, до самой смерти не мог забыть свою безумную Марию. Как будто время для него остановилось под Воронежем.