В войну, в мор и голод
Россия была одним из первых государств, присоединившихся к гуманитарному движению, которое ныне знает весь мир. Устав Общества о попечении раненных, впоследствии переименованного в Российское общество Красного Креста (РОКК), был утвержден в 1867 году. Затем стали создаваться местные ячейки в различных уголках империи. В 1872-м такое отделение появилось и на воронежской земле. Под его эгидой в городе открылись курсы, где проходили подготовку сестры милосердия. Активисты Красного Креста участвовали в создании военных госпиталей, ухаживали за больными и ранеными, боролись с эпидемиями, собирали средства для населения, пострадавшего от стихийных бедствий. После революции имущество отделений РОКК было реквизировано, но деятельность не затухла. В войну, мор и голод его волонтеры делали все возможное, чтобы спасти человеческие жизни. В Гражданскую войну они сыграли большую роль в борьбе с тифом. В Великую Отечественную Красный Крест готовил для фронта медсестер и занимался организацией донорского движения. В мирное время его активисты оказывали помощь инвалидам войны, участвовали в восстановления города и борьбе с туберкулезом…
Традиции продолжаются
Основные направления деятельности воронежского филиала в наши дни – помощь одиноким престарелым людям, ветеранам войны и труда, детям-сиротам, многодетным семьям; содействие развитию безвозмездного донорства крови; поддержка пострадавших в чрезвычайных ситуациях, работа по профилактике социально опасных заболеваний. И все это притом, что РОКК не имеет бюджетного финансирования!
Работа ведется и в Воронеже, и в области. Правда, в городе из шести районов местное отделение общества «Российский Красный Крест» действует только в одном – в Левобережном. По словам его председателя Владимира Новикова, сказывается нехватка средств. Но, несмотря на это, активисты движения не опускают руки. Сегодня в отделении функционируют 115 первичных организаций, созданных на базе учебных заведений, учреждений здравоохранения, детсадов, предприятий. Среди энтузиастов Красного Креста – 252 Почетных донора России и 95 Почетных доноров СССР.
Воронежскому Красному Кресту требуется помощь волонтеров! Связаться с его представителями можно по телефону 248-84-74.
На пересечении улиц Фридриха Энгельса и 9-го января до сих пор стоят два здания, связанные с дореволюционным прошлым Красного Креста. Это трехэтажный дом 72 и маленький особнячок по соседству под номером 72А. Здесь с начала 1890-х до прихода новой власти размещались госпиталь и амбулатория Николаевской общины сестер милосердия, созданной при воронежском отделении РОКК. Свое имя организация получила в честь помолвки последнего российского императора, которая совпала по времени с завершением работ по обустройству больницы. Судя по описаниям краеведов, госпиталь у сестер получился знатный – с прекрасно оборудованными хирургическим отделением и лечебницей на 60 мест.
Исследования историков позволяют представить жизнь подобных общин в имперской России. Известно, что в них принимали вдов и девиц всех сословий от 20 до 40 лет, обладающих высокой нравственностью, трудолюбием и самоотверженностью. Аскетический быт сестер милосердия напоминал монашеский, хотя устав общины и допускал определенные послабления. В частности, они имели право вступить в брак или вернуться к родителям, если тем требовалась помощь. Сестры ухаживали за больными, а в военное время откомандировывались на фронт. В начале Первой Мировой в ведении РОКК находилось 115 таких общин.
В 1918 году на базе госпиталя николаевских сестер была образована клиника, в которой трудился знаменитый хирург Николай Бурденко. Сам он до 1920-го жил во флигеле при больнице. Время тогда было смутное – разгар Гражданской войны. От этого периода до нас дошла история о том, как доктор спас от белогвардейского плена раненных красноармейцев.
В 1919-м в Воронеж вторгся атаман Шкуро. Его казаки подъехали к лазарету, но на пороге их встретил Бурденко, который сообщил, что больница якобы на карантине из-за тифа. Беляки побоялись заразы, развернули лошадей и умчались прочь.
В Воронеже существует Музей Красного Креста, созданный усилиями педагогов и учеников школы № 56, которая находится в Сомово. С 1942 по 1944 годы в здании учебного заведения располагался Сортировочный эвакуационный госпиталь № 1922, который в дальнейшем продвигался с войсками по дорогам войны до самой Германии. Новое поколение решило сохранить память о том трудном и героическом времени и развернуло исследовательскую и поисковую работу. В результате в 1980-е в школе появился музей, один из залов, которого отражает историю 122-го Отдельного Одерского полка, что формировался на территории Сомово, а другой посвящен истории госпиталя. Среди экспонатов экспозиции – личные вещи красноармейцев, письма с фронта, редкие фотографии, удостоверения сотрудников Красного Креста, медицинские инструменты. Восстановлены и навечно занесены в Книгу памяти имена 502 бойцов, захороненных в братской могиле на территории школы. Несколько стендов посвящены рассказам медперсонала о трудных буднях госпиталя.
«Нам тогда было-то всего по 18-19 лет. Мы наравне со старшими носили подчас неподъемные носилки… Было очень трудно, не хватало медикаментов, перевязочных материалов, плохо было с питанием. День и ночь принимали раненых под непрерывными обстрелами, бомбежками. Усталость валила с ног и, чтобы совсем не упасть, ведущий хирург выписывал нам нашатырный спирт, чтобы мы, понюхав его, пришли в себя… Вместо ваты употребляли древесные опилки, из ветоши шили разных размеров мешочки, заполняли их древесными опилками, стерилизовали и использовали».
Отец-основатель Международного Красного Креста – швейцарец Анри Дюнан (1828 – 1910). В 1859 году он стал свидетелем трагедии после битвы при Сольферино, когда тысячи раненых остались умирать на поле боя. Тогда Дюнан решил посвятить свою жизнь помощи жертвам войны. Благодаря его усилиям была принята первая Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и возник Международный комитет Красного Креста (МККК), взявший на себя эту миссию.
Эмблема движения (красный крест на белом фоне) представляет собой инверсию швейцарского флага (белый крест на алом поле). Символ был выбран в знак признательности стране, гражданин которой выступил инициатором создания МККК. В мусульманских странах аналогом этой эмблемы является красный полумесяц. Главные цели движения сегодня трактуются шире, чем в XIX веке: «облегчение и предотвращение страданий людей в мирное и военное время, защита жизни, здоровья и достоинства человека».