Скажи мне, какой у тебя выезд…
В свое время мама нашего гида Мария Ивановна Казаневская рассказала ему об интересной стороне дореволюционного быта. Она хорошо помнила «старый» Воронеж и отмечала, что «статусным элементом» для горожанина тогда считался так называемый выезд. «Речь об экипаже, – поясняет Олег Николаевич. – Чем богаче был человек, тем шикарнее у него была карета и дороже лошади». Самые влиятельные люди держали скакунов, приобретенных на знаменитых конезаводах, и могли себе позволить несколько «колясок». Не менее роскошно выглядели и усадебные ворота, ведь они, по сути, были «визиткой» дома. Их заказывали искусным мастерам, владеющим секретами художественной ковки. К сожалению, подобные артефакты прежней эпохи постепенно уходят в небытие.
Утраченный модерн и островки прошлого
Еще недавно между домами с номерами 64 и 66 по улице Сакко и Ванцетти стояли прекрасные ворота в стиле модерн. Однако чугунные створы исчезли в неизвестном направлении, остались только арка и пилоны.* Похожая судьба постигла многие другие образцы старинной инфраструктуры, но, к счастью, не все. Кое-какие островки прошлого еще встречаются.
У дома № 75 на Сакко и Ванцетти сохранилась часть старинных ворот. К фигурной кованной створе примыкает деревянная дверь. Это уже новодел. Смотрится данный «компромиссный вариант» диковато, но радует уже то, что хозяева не избавились от редкого артефакта. Между прочим, если пройти чуть дальше, внимательного путника ждет сюрприз: в узком пространстве между особнячками открывается живописный вид на Введенскую церковь – ту самую, где крестили Бунина.
Остались старинные пилоны рядом с домом № 61 по Сакко и Ванцетти. Еще один похожий можно видеть у особняка с номером 76. Ворот, правда, здесь уже нет, но сохранились их следы – массивные шарниры, на которых они когда-то крепились. На той же улице еще встречаются красивые сквозные арки. Одна такая – с затейливой лепниной – прорезает дореволюционное здание с современным номером 104. Сейчас такие элементы архитектуры большая редкость.
Тайна замурованной ниши
Еще один любопытный островок прошлого дожил до наших дней на улице 20-летия ВЛКСМ. Это пилоны рядом с домом № 17, с которыми связана интригующая деталь. «Судя по кирпичной кладке, данные конструкции когда-то имели ниши, – рассказывает наш гид. – Видимо, здесь в свое время стояли скульптуры, однако в ходе одной из перестроек проемы были заложены кирпичом».
Подобные архитектурные элементы имеет здание на улице Орджоникидзе. Вот только разглядеть пилоны с нишами теперь непросто – строение изуродовано краской невнятного цвета…
Еще один старинный пилон чудом сохранился на Никитинской, рядом со зданием подстанции «Центральная». Будете рядом – обязательно его разыщите. Этот «осколок» прошлого почти скрыт в коконе из плюща, но выглядит очень живописно.
Послевоенный ренессанс
Особая примета своего времени – простенькие ворота из вагонки.** Такие горожане строили в 1950-х, когда Воронеж возрождался из руин. «Конечно, в те тяжелые годы было не до изысков, но люди, старались как-то наладить и украсить быт, – отмечает Олег Николаевич. – Это сейчас послевоенные дома и ворота выглядят обветшавшими, а тогда они были очень аккуратными, свежеокрашенными и обладали своим скоромным обаянием».
Ворота той эпохи можно увидеть на Сакко и Ванцетти, 88 и на Батуринской, 40. Теперь это уже тоже своеобразный раритет.
Как менялась «идеология» городского пространства?
Отношение к воротам как к объекту городского быта менялось с течением времени. «В неспокойные послевоенные годы дворы запирали, – говорит Олег Казаневский. – Считалось, так безопаснее – не будут «ошиваться» хулиганы. А потом наступили 1960-е и у воронежских властей возникла идея демократизировать уличное пространство. В результате дворы стали проходными. По вечерам там стали собираться сомнительные компании…
Сейчас ворота снова «возвращаются», хотя не всем это нравится. Дело в том, что в экстренной ситуации они могут стать препятствием для оказания помощи. Печальный случай произошел в 1977 году. Тогда на одном из воронежских заводов загорелся окрасочный цех и пожарные не смогли быстро попасть в зону возгорания, поскольку ворота были заперты, а ключ где-то потерялся. Пришлось вызывать спецтехнику и ломать массивные створы, но за это время помещение сильно повредил огонь…»
*Массивные колонны по бокам входа, часть несущей конструкции.
**Тонкая обшивочная доска, продукт переработки древесины.
Ворота и дворовые игры
По словам Олега Казаневского, в послевоенное время при строительстве ворот строго учитывали особый фактор, связанный с безопасностью детей. Тогда ребята часто гоняли мяч во дворах. Он мог выкатиться наружу, а за ним на проезжую часть мог выбежать ребенок. Чтобы избежать таких ситуаций, ворота устанавливали как можно ближе к земле, почти не оставляя зазора.
Уловки детворы
На старых воротах советской эпохи нередко можно видеть раздвинутые прутья. Это «партизанские следы», оставленные неугомонными мальчишками того времени. Юные «землепроходцы» стремились попасть в любое закрытое пространство и научились справляться даже с запертыми воротами. Самые сильные обеспечивали проход, раздвигая прутья, а следом за ними навстречу приключениям шли ребята помладше.