Последнее путешествие Мусоргского
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Последнее путешествие Мусоргского

29 октября 2012 / просмотров – 4687
Истфакт
133 года назад в октябре знаменитый композитор дал несколько концертов в Воронеже. В нашем городе он побывал в рамках большого турне по югу России. Тогда Модест Мусоргский даже предположить не мог, что это музыкальное путешествие станет последним в его жизни.
Полька для унтер-офицера
Модест Петрович родился в 1839 году, на Псковщине, в семье дворянина, ведущего свою родословную от самих Рюриковичей. Музыкальный талант в Мусоргском проснулся еще в детские годы. В 5 лет он бойко играл на фортепиано. В 13 создал первое самостоятельное произведение. Это была задорная полька «Подпрапорщик» (так в императорской России именовалось одно из унтер-офицерских званий). В то время юный Модест учился в школе, где дети аристократов проходили начальную военную подготовку. Здесь он обрел славу лучшего пианиста среди однокашников, а вскоре после окончания учебного заведения оставил воинскую карьеру ради музыки. Толчком к данному решению послужило знакомство с композиторами Даргомыжским и Балакиревым. Под их влиянием Мусоргский вошел в кружок музыкантов, оказавший огромное влияние на российскую культуру.

«Могучая кучка»
Такое название прилипло к этому содружеству деятелей искусства с легкой руки выдающегося критика Стасова. Изначально же участники кружка (Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи, тот же Стасов) именовали себя создателями «Новой русской музыкальной школы», целью которой было воплощение в творчестве национальной самобытности. Они изучали образцы фольклора и церковного пения. Эти поиски нашли отражение в их операх и камерных произведениях. Мусоргский стал ярким представителем данного направления и оставался верен его идеалам даже когда «Могучая кучка» распалась.

«Музыка Бедлама» или прорыв в неизведанное?
Модест Петрович искал новые пути в искусстве, мечтал показать, как сам он говорил, «живого человека в живой музыке». И ему действительно удалось создать особенный, удивительно выразительный музыкальный язык и потрясающе реалистичные образы. В произведениях Мусорского «говорит» народ. Его «голос» звучит в вокальных партиях, в переливах мелодии, в гармонических особенностях музыки…
Однако смелые эксперименты композитора получили противоречивые отклики современников. Когда увидела свет его опера «Борис Годунов» молодежная «галерка» восхищенно рукоплескала, а критики скептически морщились. Оригинальные творческие решения, выбивавшиеся из канонов, воспринимались как недостаток мастерства, «шероховатости и промахи». Особенно досталось Мусоргскому от критика Лароша, который назвал оперу «пахучим веществом», с которым пришлось «возиться» исполнителям. С такой же яростью он обрушился и на романсы Модеста Петровича, которые «поборник истинного искусства» охарактеризовал как «музыку Бедлама».

Непризнанный гений
Но куда больше огорчало композитора непонимание сподвижников из «Могучей кучки». Так, Римский-Корсаков, утверждал, что «в инструментовке Мусоргский малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок». Позже, уже после смерти Модеста Петровича, он в память о друге взялся завершить его неоконченную оперу «Хованщину» и «исправить» другие произведения. Этот труд спас имя Мусоргского от забвения, но в итоге многие сочинения музыканта долгое время звучали именно в трактовке Римского-Корсакова. Только в XX веке увидели свет авторские версии, послужившие источником вдохновения для Шостаковича, Прокофьева, Равеля, Дебюсси… Но все это было потом, а тогда Мусоргский впал в депрессию и начал все чаще искать утешение в бутылке.

Проза жизни
Сказывались на его душеном состоянии и материальные трудности. Семья Модеста Петровича разорилась после отмены крепостничества, и он поступил на чиновничью службу. Такая работа была абсолютно чуждой его творческой натуре, однако деятельность в искусстве не давала стабильного заработка. Он «тянул лямку» и …пил. Друзья-композиторы, видя, как товарищ катится в пропасть, пытались помочь. Но в последние годы жизни Мусоргский уже не мог подолгу обходиться без алкоголя.
Надежда на перемены к лучшему в жизни забрезжила в 1879 году, когда от известной певицы Дарьи Леоновой поступило предложение отправиться с ней в турне как аккомпаниатору. Модест Петрович, который с середины 1870-х часто выступал в таком качестве на благотворительных концертах, с энтузиазмом воспринял идею. Тем более что планировались и его сольные выступления. Словом, поездка сулила массу творческих впечатлений, и к тому же неплохой заработок.

К новым берегам
Гастролеры посетили с концертами украинские города, Крым, Ростов-на-Дону и Воронеж… Это турне продолжалось 3 месяца, и стало для Мусоргского настоящим глотком свежего воздуха. Он знакомился с интересными людьми, посещал картинные галереи, записывал народные песни, но самое главное – выступал. Причем с громадным успехом!
Многие произведения, звучавшие в рамках турне, провинциальная публика слышала впервые. То были сочинения авторов «Могучей кучки» и работы самого Мусоргского. Горячий прием, который встретили концерты музыканта, дали новый импульс его творчеству. Из поездки он привез свою знаменитую сатирическую «Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе». Его переполняли планы. «Великое воспитание для меня – эта обновляющая и освежающая поездка, – писал Модест Петрович, – к новому музыкальному труду… зовет жизнь; …делаемое мною понято. С большим рвением к новым берегам пока безбрежного искусства!»
Но судьба распорядилась иначе.

«Художник верит в будущее»
По возвращении в столицу Мусоргский выступил с концертом, на котором звучали отрывки из его неконченой оперы «Хованщина». Тогда же у него возникла задумка написать еще одно масштабное произведение «Пугачевцы», но он не смог осуществить эту идею. Здоровье музыканта было подорвано душевной смутой и алкоголем. Выматывали постоянные финансовые проблемы, которые еще больше усугубляло пристрастие к бутылке. Коллеги пытались помочь, обеспечив платные заказы. Но оптимизм, охвативший Модеста Петровича после окрыляющего турне, таял с каждым днем. В 1881 году композитора не стало. Ему было всего 42 года.
Сегодня имя Мусоргского – в ряду великих композиторов. Его произведения вошли в золотой фонд мирового искусства. Вот только сам музыкант до этого часа не дожил. И все же… Как-то Модест Петрович сказал: «Художник верит в будущее, потому что живет в нем». Он верил не зря.
Манифест композитора. В одном из писем к другу знаменитому критику Владимиру Стасову Мусоргский писал: «Если судьба даст возможность расширить проторенную дорожку к жизненным целям искусства, возрадуюсь и ликовать я буду. Требования искусства от современного деятеля так громадны, что способны поглотить всего человека. Прошло время писаний на досуге; всего себя подай людям – вот что теперь надо». Эти слова звучат как творческий манифест.
Некрополь без могил. Модест Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1885-м усилиями друзей-деятелей культуры на его могиле был установлен памятник. В 1930 годы погост подвергся перепланировке в связи с созданием Некрополя мастеров искусств. При этом на новое место перенесли только надгробия, а сами могилы …закатали асфальтом. Сейчас на месте захоронения Мусоргского находится автобусная остановка.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели