Вундеркинд из глубинки
Когда сыну священника из села (ныне города) Каменка Пензенской губернии, Коле Бурденко исполнилось 5 лет, он по собственной инициативе отправился в земскую школу. Правда, учитель, на урок которого заявился вундеркинд, неожиданный энтузиазм не оценил и вернул мальчугана домой. Но поповский сынишка приходил до тех пор, пока школьное начальство не разрешило ему штудировать науки. Занимался он с удовольствием и затем продолжил обучение в духовной семинарии. Ее Бурденко окончил с отличием и даже получил направление в Петербургскую духовную академию, но выбрал светскую стезю и поступил на медицинский факультет Томского университета (в столичные вузы семинаристу из скромной семьи сельского священника было не просто прорваться). Вскоре юноша определился и с врачебной специализацией – он решил стать хирургом. На выбор повлияли виртуозные операции одного из университетских преподавателей профессора Салищева. К этому талантливому доктору Бурденко относился с большим пиететом и позже признавался в своих воспоминаниях, что всегда руководствовался его напутствием будущим медикам: «Чтобы стать врачом, требуется призвание. Оно заглушит неприятные запахи от язв, поможет преодолеть все невзгоды в труде. Если не чувствуете призвания: уходите». Студент Бурденко призвание чувствовал, но …в 1901 году его исключили из вуза за участие в революционных сходках.
Солдатский Георгий
Бурденко уехал из Томска и поступил на 4 курс Юрьевского университета и … вскоре был вынужден его покинуть по той же причине. Однако медицину не оставил, а отправился в колонию для детей, больных туберкулезом, где проработал почти год. К тому времени университетские преподаватели добились прощения талантливого студента. В итоге он смог продолжить обучение. А потом началась русско-японская война, и Бурденко записался в санитарный отряд. Трудился на перевязочных пунктах, выносил с поля боя раненых, сам получил ранение в руку… В Юрьев он вернулся с солдатским Георгиевским крестом, которым награждали только за мужество в сражениях, а также с отчетами об организации медицинского дела в ходе боевых действий. В них Николай Нилович с горечью констатировал: в одной лишь битве под Мукденом потеряно 25 000 человек, потому что на всю армию была всего тысяча повозок, и напоминал чиновникам слова создателя военно-полевой хирургии Пирогова, которого считал идеалом врача: «Не медицина, а администрация является главной при оказании помощи раненым». Однако отчеты остались под сукном…
На фронтах Первой Мировой
В 1906 году Бурденко получил диплом с отличием и с головой окунулся в работу. К началу Первой мировой он уже признанный хирург и вновь – в боевом строю. Силами Николая Ниловича были организованы госпитали нейрохирургического профиля, работа в которых положила начало его выдающимся открытиям в области лечения черепно-мозговых ранений. В то время с таким диагнозом выживали единицы. Бурденко предложил новый – открытый метод борьбы с ранами мозга, спасший множество жизней. Все военные годы он участвовал в боевых действиях, руководил учреждениями Красного Креста, обучал начинающих врачей, оперировал в полевых лазаретах… Позже, уже после революции, этот опыт позволил составить ему первое «Положение о военно-санитарной службе Красной Армии». Его целью было добиться обеспечения фронтовых врачей самыми современными препаратами и инструментами, благодаря которым они могли бы оказывать максимально быструю помощь.
«Воронежская пятилетка»
Летом 1917 года Николай Нилович перенес контузию и по состоянию здоровья вернулся в тыл. В том же году его назначили заведующим кафедрой хирургии Юрьевского университета, которой в свое время руководил великий Пирогов. Но в 1918-м под давлением немецких интервентов русские преподаватели и студенты покинули вуз. В городе царила русофобия, поэтому учебное заведение было решено эвакуировать в Воронеж. Вместе с другими профессорами в наш город прибыл Николай Нилович. На воронежской земле он провел 5 лет – работал хирургом, преподавал, занимался организацией больничного дела в качестве консультанта губернского здравотдела, вел научно-просветительскую деятельность. В 1920 году по его инициативе было учреждено Медицинское общество имени Н.И. Пирогова. В память о вкладе Николая Ниловича в здравоохранение нашего края его имя было присвоено одной из городских улиц и мединституту – ныне Воронежской государственной медицинской академии.
«Нервная работа»
Исследования Бурденко в эти годы охватывали широкий круг вопросов – профилактику и лечение шока, борьбу с общими инфекциями, язвой, туберкулезом… Но в то же время он все больше сосредотачивается на изучении повреждений нервной системы. Благодаря ему, нейрохирургия (хирургия мозга и нервных стволов) была выделена в самостоятельную научную дисциплину.
В 1923 году выдающегося хирурга затребовали в столицу, где он создал на базе факультетской клиники университета нейрохирургическое отделение, а в 1934 году по его инициативе в Москве был образован первый в мире нейрохирургический институт.
Бурденко открыл возможность оперировать самые глубокие отделы головного и спинного мозга, пересаживать участки нервов. Поучиться у него приезжали ведущие хирурги США, Англии, Швеции. Потом была советско-финская военная кампания и доктор снова отправился на фронт…
«Я преклоняюсь перед волей этого человека»
Когда началась Великая Отечественная, Николаю Ниловичу было 65 лет. Но, назначенный Главным хирургом армии, Бурденко работает в фронтовых госпиталях, организует работу врачей, лично испытывает новые препараты, создает учение о боевой ране… Переправляясь в блокадный Ленинград, он попал под бомбежку и получил контузию, после чего перенес один за другим два инсульта. Сказались прежние травмы и годы крайнего переутомления, но Бурденко переломил недуг и вновь включился в работу. В 1944-м его усилиями в стране была создана Академия медицинских наук, которую он возглавил. Но, спустя два года выдающегося ученого, внесшего огромный вклад в изучение заболеваний мозга, разбил третий инсульт. В том же году его не стало. За 10 дней до ухода из жизни, Николай Нилович (к тому времени уже генерал-полковник медслужбы) написал доклад об огнестрельных ранениях для XXV Всесоюзного съезда хирургов. Прослушав его, один из делегатов сказал: «Я преклоняюсь перед волей этого человека».
Наука и красота. Знаменитый нейрохирург Николай Бурденко (1876 – 1946) был очень разносторонним человеком – свободно говорил на нескольких языках, любил музыку, философию, литературу. Среди написанных им трудов есть работа о творчестве Максима Горького и других, современных ему авторов, а одна из статей носит название «Наука и красота».