«Пришелец» из губернского Воронежа
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Пришелец» из губернского Воронежа

11 ноября 2012 / просмотров – 3507
Истфакт
Дом, расположенный по адресу: Никитинская, 2 сразу привлекает внимание. Уж очень непохож приземистый особнячок с мезонином на привычные для современного горожанина бетонные многоэтажки. Глядя на него, словно переносишься в дореволюционный губернский Воронеж. Кажется: вот-вот из-за угла «вырулит» пролетка с бородатым извозчиком или выпорхнет тургеневская барышня… Какие же секреты хранит этот «пришелец» из прошлого?
Из исследований воронежских краеведов известно, что здание было построено во второй половине XIX века. До 1867 года им владел дворянин Хомский. С тех пор закрепилось название «Усадьба помещика Хомского», хотя у особняка много раз менялись хозяева.
Ученый, поэт, музыкант
После революции в особняке поселились представители научной интеллигенции. В 1920 годы здесь жил профессор математики Николай Самбикин. В наш город он прибыл в числе других преподавателей Юрьевского университета, эвакуированного в Воронеж в период Первой мировой. Николай Петрович был на редкость разносторонней личностью: писал замечательные иронические поэмы, великолепно музицировал, играл в шахматы, участвовал в любительских спектаклях, свободно владел несколькими иностранными языками. Не чужда ему была и политика – в годы первой русской революции социал-демократ Самбикин руководил студенческими сходками и даже подвергался за это ссылке.
Литературный салон
При Николае Петровиче в доме на Никитинской проводились литературно-музыкальные вечера, которые пользовались большой популярностью у творческой интеллигенции. Любили гостить у профессора и его студенты, в числе которых был будущий Нобелевский лауреат физик Павел Черенков. Кстати, благодаря ему, увидел свет курс лекций Самбикина по дифференциальным уравнениям. Черенков на занятиях внимал каждому слову любимого преподавателя и подробнейшим образом все фиксировал. Эти записи затем отредактировал Николай Петрович, после чего конспекты были стеклографированы* в университете тиражом в 180 экземпляров. Самбикин посвятил этой истории шутливую поэму.
Пир во время войны
А вот в войну здесь хозяйничали гитлеровцы. По воспоминаниям очевидцев, оккупанты устроили в особняке что-то вроде клуба, казино и …публичного дома. Фасад они глумливо расписали картинками в виде карточных тузов, а для того, чтобы «застраховать» строение от артобстрелов, обставили стены шифоньерами, которые притащили из окрестных зданий. Шкафы были наполнены булыжниками, вынутыми из мостовой, кирпичами и битым железобетоном. Благодаря этим «укреплениям» фашисты могли чувствовать себя в относительной безопасности. Но, как известно, пировали захватчики недолго. В 1943 году город освободили советские бойцы, и уцелевший дом приютил несколько семей, чье жилье разрушила война.
«Дом-актер»
Особняк, сохранивший дореволюционный колорит, не обошли своим вниманием кинематографисты. В середине 1980-х наш земляк режиссер Василий Панин снимал в Воронеже и его окрестностях фильм «Россия певучая» о жизни основателя знаменитого хора Митрофана Пятницкого. Тогда у нас в городе побывали Юрий Соломин, Владимир Конкин и другие известные актеры. Съемки вызвали большой резонанс среди воронежцев, а когда «Россия певучая» вышла на экран, горожане увлеченно смотрели картину и искали знакомые места. Отметился там и дом с мезонином на Никитинской.

*Стеклография – способ воспроизведения текста, при котором в качестве печатной формы используется стеклянная пластина.
«Ученый флигель»
В 1883 году при одном из хозяев дома – поручике Константине Плотникове – рядом с особняком вырос красивый флигель (Никитинская, 4). Прошлое этой постройки связано со многими известными личностями. В 1918 – 1919 годах одну из квартир во флигеле занимал первый ректор Воронежского государственного университета, ученый-историк Василий Регель. В этом же здании жил профессор ВГУ, химик Александр Богоявленский. Здесь прошло детство инженера-кораблестроителя и одного из организаторов российского движения книголюбов Якова Сидорина.
Дом с мезонином. Строения с таким архитектурным решением в России получили широкое распространение в XIX веке. Мезонин (от итальянского – «промежуточный») – это надстройка над средней частью жилого дома, которая нередко имеет чисто декоративное значение. В современном Воронеже среди сохранившихся старинных зданий особняки такого типа – редкость.
«Островок счастья». Особые воспоминания детства, связанные с домом с мезонином на Никитинской, остались у замечательного воронежского писателя Юрия Гончарова. В довоенные 1930-е особняк был выкрашен в яркий розовый цвет, и словами Гончарова, «наглядно контрастировал со всей текущей, ежедневной жизнью». Казалось, что, там за занавесками – совсем другой мир, «благополучнее и краше». Для юного Юрия этот дом был «словно островок счастья и беспечали среди хмурого быта, добрая сказка из тех, что в книгах Андерсена».
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели