Студент, подающий надежды
С Воронежем связаны юные годы Бруно Фридриховича (или Федоровича – на русский манер). В нашем городе он получил гимназическое образование, а затем – в 1893 году – поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Здесь юноша быстро завоевал репутацию студента, подающего большие надежды. Начинающего исследователя взял «под крыло» маститый ученый Дмитрий Анучин.* Под его влиянием определился круг научных интересов Адлера – страноведение, изучение образа жизни народов, музейное дело. Изысканиям в этих областях он посвятил свою жизнь.
Луки, стрелы и географическое бюро
В 1899 году наш герой окончил университет и отправился на практику в Лейпциг. Здесь учителем Адлера стал знаменитый географ Фридрих Ратцель. По его совету молодой ученый выбрал тему для своей диссертации. Он взялся за изучение луков и стрел народов Северной Азии и за это исследование получил степень доктора философии.
По возращении в Россию Бруно Фридрихович занялся преподавательской деятельностью в Петербурге. Одновременно он возглавил географическое бюро – своеобразный консультативный пункт для молодых учителей. Здесь обсуждались школьные программы и пособия, демонстрировались новые карты, организовывались лекции знаменитых ученых. Не оставлял Адлер и научные изыскания, а в 1911 году его пригласили возглавить кафедру географии и этнографии Казанского университета.
Казанская эпопея
Благодаря Адлеру работа кафедры вышла на новый уровень. Расширилось число лекционных курсов, пополнилась географическая библиотека университета, студенты стали регулярно бывать с экспедициями в разных уголках империи. Исследователь систематизировал этнографические коллекции, имевшиеся в вузе, и создал на базе учебного заведения образцовый музей.
Бурная деятельность Адлера не прекратилась даже в переломном 1917-м. Более того, в этом году в Казани открылся Северо-Восточный археологический и этнографический институт.** Деканом одного из факультетов нового вуза был назначен Бруно Фридрихович. А в 1919-м он возглавил еще и городской музей, который при нем превратился в быстро развивающийся научный центр. Усилиями ученого значительно пополнились фонды хранилища. Особое внимание уделялось истории и культуре народов Поволжья. В Казани открывались масштабные выставки, начал выходить первый в стране музееведческий журнал…
По личному распоряжению Ленина
Помимо всего прочего Бруно Фридрихович вошел в состав Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Как ее представитель, в 1922 году он, по личному распоряжению Ленина, был отправлен в зарубежную командировку. Задачей Адлера было ознакомиться с методикой музейного дела в западноевропейских странах. Кроме этого, исследователь вошел в редколлегию журнала «Беседа», который издавался Горьким в Берлине в 1920-е.
«Буревестник» русской революции тогда покинул страну из-за идеологических разногласий с большевиками, но связей с родиной не рвал. «Беседа» была задумана с целью информировать советскую общественность «о состоянии литературы и науки в Европе и Америке». В журнале печатались такие знаменитые писатели как Голсуорси, Шоу, Ролан. Имелся и научный раздел, который до 1924 года редактировал Адлер.
Между тем, «Беседа» так и не появилась в СССР. Горький вел переговоры с руководством страны о распространении журнала, но они не увенчались успехом. Главлит*** счел издание «вредным», обвинив его в «пропаганде идеалистической философии» и в «оторванности от проблем советского государственного строительства».
Разгромный съезд
Во второй половине 1920-х Адлер вернулся в СССР и продолжил свою разноплановую деятельность. Он возглавлял этнографическую секцию Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока, преподавал, занимался научными исследованиями. 1 – 5 декабря 1930 года ученый принял участие в первом Всероссийском музейном съезде в Москве. На этом форуме много говорилось о новом духе времени и критиковались «старорежимные методы» работы. Отныне музеи должны были стать политико-просветительными учреждениями и руководствоваться в своей деятельности идеями марксизма-ленинизма.
Съезд сыграл судьбоносную роль в жизни Адлера. Ученого на нем подвергли всеобщему осуждению за статью «О современном состоянии науки о человеке в СССР», опубликованную в немецком журнале в 1930 году. Этот обзор Бруно Фридрихович написал пятью годами ранее и, по его словам, издание напечатало материал без ведома автора. Однако текст содержал критику, а для участников форума, этого было более чем достаточно.
В статье шла речь о трудностях, с которыми пришлось столкнуться ученым на переломе эпох – о дезорганизации исследовательских учреждений, об отсутствии лабораторий и оборудования, о снижении уровня антропологических изысканий. Эти замечания в резолюции съезда были названы «злостной клеветой по отношению к СССР», которая «объективно способствует идеологической мобилизации враждебных сил».
Политический заключенный
Участники съезда постановили исключить Бруно Фридриховича из числа своих делегатов, но это стало только началом травли. Спустя три года Адлер был арестован в Москве по обвинению в контрреволюционной деятельности и отправлен в Салехард. Началась его «ссыльная эпопея».
В 1936-м ученый был вновь осужден по печально знаменитой 58-й статье и приговорен к 7 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии Омска. В 1941-м последовало очередное обвинение – он якобы знал о создании «контрреволюционной группы для борьбы с советской властью», но не донес на ее участников. В 1942 году омский узник был расстрелян.
В 1990-м «дело Адлера» признали сфабрикованным.
*Автор трудов по географии, антропологии, этнографии, археологии. Воспитал целую плеяду исследователей в различных областях научного знания.
**Этот институт стал первым в стране высшим учебным заведением, ориентированным на подготовку археологов и этнографов. Правда, просуществовал он недолго: в 1920-м власти реорганизовали вуз в Восточную академию, а спустя два года приняли решение о ее закрытии.
***Главное управление по делам литературы и издательств – орган, осуществлявший цензуру печатных произведений в СССР.
В 1903 – 1904 годах в Петербурге состоялась Международная научно-промышленная выставка «Детский мир». На ней были представлены игрушки – старинные и образцы своего времени, отечественные и зарубежные. Этнографическим отделом этой масштабной экспозиции руководил Бруно Адлер.
Ученый участвовал в подготовке первого издания «Большой советской энциклопедии». Бруно Фридрихович отвечал за блок статей по антропологии и этнографии.
На фото – Бруно Адлер; каталог выставки «Детский мир», изданный в Вене.