"Роковые страсти" драматурга Шпажинского
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

"Роковые страсти" драматурга Шпажинского

2 апреля 2014 / просмотров – 3033
Истфакт

1 апреля 170 лет назад родился наш земляк Ипполит Шпажинский – писатель, драматург, знаток «технологии» зрелища. В свое время его произведения были необычайно популярны. По ним ставили спектакли, оперы и снимали кино. Но слава оказалась недолговечной…

«Вопрос жизни»
Ипполит Васильевич был выходцем из воронежских дворян. В юные годы он учился в кадетском корпусе, затем – в Александровском военном училище. После этого около года служил офицером, но карьеру в армии делать не захотел – определился вольнослушателем на юридический факультет Московского университета. Однако и эта стезя не пришлась ему по душе, хоть молодой человек и пытался достичь успеха в правоведении. Куда больше Шпажинского интересовала драматургия, и в итоге он решил посвятить себя творчеству.
Конечно, этот выбор был не случаен. Еще, будучи кадетом, он не раз посещал воронежский театр и влюбился в его атмосферу. Тогда же юный Ипполит впервые взялся за перо. Позже было опубликовано его произведение «Вопрос жизни» в журнале «Развлечение». Но широкую известность ему принесла драма «Майорша», поставленная в Александринском театре в 1878 году. Это была чрезвычайно эффектная история – с роковой красавицей, безответной любовью и убийством главной героини. Щекочущая нервы пьеса пришлась по вкусу публике. С этого все и началось.
Коварные интриганки, самодуры и неврастеники
Шпажинский оказался очень плодовитым автором. Он писал пьесу за пьесой и его творения буквально не сходили со сцены. Зрители принимали их радушно, особенно, когда в спектаклях играли такие известные актрисы как Марья Савина и Вера Комиссаржевская. За одну из драм («Две судьбы») Ипполит Васильевич получил литературную Грибоедовскую премию. Но вообще-то критики его лестными отзывами не баловали. Некоторые отмечали хороший литературный язык и попытки Шпажинского выступить в роли психолога, но, в целом, искушенные театралы считали его «второстепенным автором». И на то есть свои причины.
Вот как характеризует творчество Ипполита Васильевича литературовед Григорий Бялый: «Шпажинский настойчиво эксплуатировал сюжетные приемы и комплект характеров, впервые заявленные в «Майорше»: противоборствовали «огненная» и смиренная героиня, иногда им сопутствовали коварные интриганки; мужчины выступали как самодуры, неврастеники, безвольные идеалисты, изредка – рыцари…» При этом он отмечает, что в драмах Ипполит Васильевич поднимал актуальные вопросы, такие как разорение крестьянства или горькая судьба «маленького человека». Но эти серьезные темы меркнут перед «роковыми страстями» персонажей. А все потому, что, по словам Бялого, «целью драматурга было не литературное произведение, а театральное зрелище».
Эксперименты в кино
Между тем, пьесы Шпажинского были востребованы не только в театре. Любовь автора к эффектам и «роковым страстям» сделала его работы интересным материалом для новорожденного кинематографа. В частности, внимание постановщиков привлекла драма о княжне Таракановой. Картина вышла в 1910 году и вызвала самые противоречивые отзывы. В издании, посвященном обзорам фильмов «Кине-журнал» отмечалось: «Перед нами проходит целый ряд исторических лиц с удивительной правдой. Ничего не упущено в смысле сохранения характера эпохи». А «Вестник воспитания» вопрошал: «Где же историзм? (…) поделка под старину прямо бросается в глаза (…) Гонцы отвешивают такие уморительные поклоны императрице, что невольно хочется рассмеяться». Хотя в этом виновны были скорее постановщики, нежели сценарист.
Еще один фильм, к которому причастен Шпажинский, вышел в прокат в 1911-м. Его сняли по пьесе «Боярская дочь, или Вольная волюшка». Реакция критиков была аналогичной. Впрочем, зрителей это не смущало. Также как и тех, кто раскупал билеты на спектакли с фамилией нашего героя на афишах. Правда, теперь от прежней популярности автора не осталось и следа. Как сказал Григорий Бялый: «Шпажинский дал русской театральной публике, что мог, и получил от нее, что заслужил: быстрый успех и быстрое забвение».

Либретто для Чайковского
В 1885 году популярной драмой Шпажинского «Чародейка» заинтересовался Петр Чайковский. Его привлекли яркие, противоречивые персонажи и сама атмосфера, в которую автор их «поселил» – Нижний Новгород конца XV века. Композитор загорелся сделать на этом материале оперу и предложил Ипполиту Васильевичу написать либретто.
Работа продолжалась почти два года, и в ней активно участвовал сам Петр Ильич. Он ввел нового героя – колдуна Кудьму. По его предложению были развиты некоторые сюжетные линии. Чайковский не прекращал шлифовать «Чародейку» до самой премьеры, но первые просмотры оказались провальными. Критики ругали либретто за слишком вычурный стиль и подчеркивали: «не стоит обманываться русской декорацией и народным пошибом языка: мы находимся в сфере французской драмы с красиво сплетенными ужасами». Уже в советское время поэтом Сергеем Городецким была создана новая редакция текста для постановки Ленинградского академического театра оперы и балета. Два года назад «Чародейку» реанимировали вновь – на этот раз в Большом.

 

С премьеры спектакля по пьесе Шпажинского «Майорша» началась история Рижского русского театра. В труппе тогда было всего 16 актеров, но они умудрились за первый сезон отыграть в 60 постановках по произведениям российских и зарубежных авторов.

На фото: Ипполит Шпажинский; Марья Савина в спектакле «Чародейка»; кадр из фильма «Княжна Тараканова».

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели