Рыцарь без страха и упрека
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Рыцарь без страха и упрека

19 июля 2010 / просмотров – 3139
Истфакт
Как-то в одном из интервью сын знаменитого Олега Стриженова Александр рассказал: «Помню, когда я был совсем маленьким, посмотрел фильм «Миссия в Кабуле», где отец играл вместе с дядей Глебом и тот по сюжету «застрелил» папу. Потом он пришел к нам в гости, и я набросился на него с кулаками…» Киношная сцена дуэли, блестяще сыгранная Глебом и Олегом Стриженовыми, произвела на мальчика такое колоссальное впечатление, что он пережил ее как страшный, непоправимый эпизод реальной жизни… Братья Стриженовы умели задеть зрителя за живое, хотя актерская карьера старшего и не стала такой звездной, как у всенародно любимого красавца Олега.
У Стриженова-старшего было амплуа характерного актера. В него не влюблялись «на смерть» юные поклонницы, но сильные, неординарные герои с богатым внутренним миром в его исполнении неизменно притягивали внимание даже в небольших эпизодах. Маркиз в «Красном и Черном», священник в «Неуловимых мстителях», Володя Гремин из «Трактира на Пятницкой», профессор Глан в картине «Через тернии к звездам» и еще десятки ролей, сыгранных Глебом Стриженовым, вошли в золотой фонд советского кино и театра. 21 июля этому замечательному артисту исполнилось бы 85 лет.

Перст судьбы
Отцом Глеба Александровича был красный командир, заслуживший боевые награды на фронтах Гражданской войны, и выпускница Смольного института благородных девиц. История их любви на фоне агонии царской Империи могла бы запросто послужить сюжетом романа. Дело в том, что Александр Стриженов влюбился в свою будущую супругу, когда та была замужем за его непосредственным начальником. А начало знакомству положил …театр: начальник не смог выбраться на спектакль, который очень хотела посмотреть жена, и попросил сопровождать ее своего подчиненного. Встреча оказалась роковой; вскоре влюбленные уже не скрывали своих чувств. Однако начальник благородно препятствовать разводу не стал, и новоиспеченные молодые поженились. В 1925 году в Воронеже, где тогда служил Стриженов, на свет появился Глеб, а четыре года спустя, когда семья по служебному долгу уже переехала в Благовещенск на Амуре, родился Олег. Если учесть, что оба брата впоследствии стали артистами, поневоле задумаешься – не была ли та случайная встреча в театре на самом деле «указующим перстом судьбы»?

«Военная хитрость»
Позже Стриженовы переехали в Москву. Здесь, в 1941-м их застало страшное известие о нападении Германии. Отец и Борис – сводный брат Глеба и Олега ушли на фронт в первые дни войны. Вскоре Борис погиб. Глеб рвался отомстить фашистам, но возраст у него был не призывной. Тогда отчаянный паренек решился на «военную хитрость» – исправил в метрике дату рождения на 21 июля 1923 года и отправился в военкомат, однако первый же бой обернулся для новобранца тяжелой контузией. После лечения в госпитале Глеба комиссовали…

С фронта в артисты
Братья Стриженовы с детства росли истинными гуманитариями: Олег писал картины, прекрасно декламировал стихи; Глеб исполнял романсы под гитару и мечтал о театральной карьере. Когда Стриженов-старший вернулся с фронта, в тылу повсюду создавались профессиональные и самодеятельные бригады артистов, и он начал выступать. Сначала пробовал силы на сцене Кировского драмтеатра, в 1943 году перешел в Московский театр комедии, позже работал в различных театральных коллективах страны. Успешный опыт побудил его заняться сценой профессионально, а заодно он убедил и младшего брата «пойти в артисты». Ведь кому-кому, а ему-то – красавцу с героической внешностью и мощным актерским темпераментом в театр – сам Бог велел. В 1949 году Олега приняли в Щукинское училище при Театре имени Вахтангова, а Глеб был зачислен в Школу-студию МХАТ.

Мастер психологического портрета
Несмотря на то, что идея связать жизнь с артистической деятельностью принадлежала Глебу, первым дебютировал в кино его младший брат. Да как! В 1955 году на экраны вышел фильм «Овод» с Олегом Стриженовым в главной роли, в одночасье сделавший молодого актера ошеломляюще знаменитым среди зрителей и востребованным среди режиссеров. В творческом пути старшего Стриженова не было подобных звездных взлетов. Роли, которые ему предлагали, не были рассчитаны на массовый успех, однако все, кто с ним работал, отмечали его способность несколькими штрихами создавать психологический портрет персонажа, придавать ему неоднозначность и даже некую загадочность. За внешней оболочкой героев Глеба всегда виделась непростая судьба.

Как Стриженов не стал «народным»
Режиссеры любили работать с Глебом Стриженовым, а коллеги по цеху ласково называли его Глебушкой. Он всегда работал со стопроцентной отдачей, при этом был очень скромным и великодушным человеком. Никогда не «давал звезду» даже с менее опытными артистами, тактично отстаивая свою позицию, если вдруг возникали разногласия. В 1974 году Стриженов получил звание «Заслуженный артист РСФСР». А вот до «народного» дело так и не дошло. Как вспоминала впоследствии его супруга Лидия Стриженова (тоже актриса), нужно было собирать документы, писать биографию, но Глеб Александрович только отмахнулся: «Глупости! Зачем мне звание?» Его гораздо больше интересовала актерская самореализация. К сожалению, Стриженов не мог похвастаться воплощением всех своих творческих замыслов.

«Он никогда не повторялся»
Аристократизм, унаследованный от матери-дворянки, зачастую побуждал режиссеров предлагать ему роли «фрачных героев». Он действительно был очень органичен в подобных образах (чего стоит его французский аристократ де ла Моль в «Красном и черном», которого признали «лучшим маркизом» сами французы). Но талант Стриженова был несравненно глубже. Он мечтал играть Протасова в «Живом трупе», грезил ролью Хлудова в кинодраме «Бег». Хлудова ему не позволили играть чиновники из Госкино, считая, что в исполнении Глеб Александрович с его природным благородством превратить этот образ в «откровенную идеализацию белогвардейщины». Отказ стал для актера настоящим ударом. У него начало болеть сердце. Позднее к сердечным проблемам добавился страшный диагноз – рак легких.
Глеб Стриженов ушел из жизни в 1985-м. Говорят, он сам принял такое решение, зная о том, что дни его сочтены: принял на ночь горсть снотворного, запил пол-литровкой водкой и утром не проснулся. Позже писатель Александр Каневский скажет: «Глеб был великим актером. Во время съемок он делал не дубли, а варианты. Он не никогда повторялся».
Стриженов мог стать «Шелленбергом»! На эту запоминающуюся роль в свои «Семнадцать мгновений весны» Глеба Александровича звала режиссер шпионской эпопеи Татьяна Лиознова, но тот отверг предложение, поясняя: «Застряну ведь с этим немцем!» Съемки в многосерийном проекте означали для него отказ от многих ролей. Интересно, что после того, как картина стала культовой, он, будучи от природы совершенно независтливым, не сожалел о своем решении, а искренне радовался успеху коллег.
Со своей женой Глеб Стриженов, по ее воспоминаниям, сошелся на почве …скептического отношения к социальному институту брака. Они оба не верили, что штамп в паспорте имеет какое-то отношение к настоящей любви. Однако это не помешало им прожить душа в душу 30 лет.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели