Солидарность под «Столичную»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Солидарность под «Столичную»

11 мая 2010 / просмотров – 2352
Истфакт
«Ежегодно по центральным улицам городов и поселков нашей необъятной Родины маршируют праздничные колонны трудящихся. Народные демонстрации – это летопись успехов страны в развитии экономики, науки, культуры…» Те, кто вырос в эпоху «развитого социализма», наверняка помнят подобные приветственные речи участникам первомайских шествий. Эти «идеологические мантры», что неслись в День солидарности трудящихся из всех динамиков, наравне с богатой наглядной агитацией в виде транспарантов и портретов вождей, были призваны вдохновлять советских граждан на новые победы.
Что ни говори – нынешний Первомай отмечается куда скромнее. То есть нельзя сказать, что теперь нас не вдохновляют новые победы. Очень даже вдохновляют. Но вот только чувство «солидарности трудящихся» – уже не то. А потому мы решили вспомнить прежние первомайские традиции.

Из досье «нелегального Первомая»
Как известно, праздник был установлен Вторым Интернационалом как День солидарности трудящихся в память о расстреле первомайской демонстрации чикагских рабочих 1886 года. Поначалу Первомай проводился нелегально. Первая воронежская маевка состоялась по инициативе местных социал-демократов в 1897 году – в Архиерейской роще (район
О самом главном достоинстве Первомая лучше всего рассказывают вдохновенные лица на старых фотографиях. Этот праздник давал прекрасный повод испытать чувство гордости за успехи своего предприятия, своего города, своей страны. И люди действительно гордились!
нынешнего стадиона «Динамо»). Название рощи происходило от дачи воронежских епископов, что размещалась здесь с XVIII века, но во второй половине XIX века этот тихий уголок облюбовали подпольщики. В 1879 году он «приютил» нелегальный съезд знаменитой народнической организации «Земля и воля». В заседаниях, которые устраивались под видом пикников, участвовали будущие организаторы убийства Александра II Желябов, Перовская и известный революционный деятель Плеханов. Первомайская «рабочая сходка» 1897 года тоже с виду напоминала невинный выезд на природу, но темы тогда обсуждались отнюдь не праздные – права рабочих, борьбу с мировым капиталом, необходимость революции…

«Возмутители общественного спокойствия»
Участников первых маевок преследовала полиция. Особенно – после революции 1905-1907 годов. Так, источники сообщают, что 1 мая 1907 года воронежский отряд конной полиции, прибывший в Архиерейскую рощу, обнаружил толпу мужчин и женщин, распевающих крамольные революционные песни. «Возмутители общественного спокойствия» были задержаны и доставлены в «сборню» (это что-то вроде дореволюционного КПЗ при полицейском участке).

«Идеологически нагруженный» праздник
После революции 1917 года Первомай обрел статус государственного праздника и переместился из подполья на центральные улицы Воронежа. Тогда же Первомай обрел новую идеологическую нагрузку, превратившись в способ демонстрации успехов советского государства на поприще строительства коммунизма.
В этот день проводились военные и физкультурные парады, уличные шествия, выставки достижений народного хозяйства. Не ушли в забытье и традиции «подпольных пикников». Правда, теперь они приобрели характер вполне легальных массовых празднований на природе, и, выезжая на «майские шашлыки», уже вряд ли кто-то чувствовал себя преемником предков революционеров-подпольщиков.

«Джентльменский набор» для демонстрации
Конечно, участие трудовых коллективов в маевках советского времени было обязательным. Но элемент «обязаловки» не мешал трудящимся наслаждаться праздничной весенней атмосферой. К этому располагал и «джентльменский набор» участника демонстрации, включавший помимо официальной составляющей (транспаранта с лозунгом и самодельного яблоневого цвета из цветной бумаги), более приземленные «жизненные ценности». Представители старшего поколения вспоминают, что лучше всего было выражать солидарность под «Столичную» с хрустящими огурчиками. К неформальному общению располагала и бойкая уличная торговля, которая разворачивалась по пути следования демонстрантов. Правда, ее ассортимент особым изобилием не отличался, но на воздухе шел «на ура»: бутерброды с колбасой – «Любительской», «Докторской» или «Языковой» (последнюю теперь не выпускают), южные вина «Улыбка» и «Черные глаза», та же «Столичная». За стройностью рядов трудящихся следили профсоюзные лидеры. Впрочем, народ «потреблял», в основном, для настроения, приберегая силы для продолжения праздника на природе…
«Ностальгический словарь» участника демонстрации:
«ударник» – передовик производства,
«трудовой рапорт» – отчет о достижениях предприятия к празднику;
«империалисты» – представители буржуазного Запада (они же – наши нынешние стратегические партнеры);
«Мир! Труд! Май!» – выражение духовного единения «трудящейся половины» мира в память о майском расстреле чикагских рабочих 1886 года (с течением времени приобрело значение лозунга с общечеловеческим смыслом).

Советские поговорки в тему:
«Не тот ударник, кто языком болтает, а тот, кто план выполняет»
«Кто в труде впереди, у того орден на груди»
«Воля и труд, дивные всходы дают»
«Без актива нет коллектива»
«Лодыри и нытики не выносят критики»
«Не красен цех плакатами, а красен результатами…».
КСТАТИ
Народные традиции празднования Первомая не были чужды руководству Страны Советов. Оказывается, за Мавзолеем есть пристройка к Кремлевской стене. Там располагался буфет, где вожди могли пропустить рюмочку-другую за солидарность с мировым пролетариатом. Официальное продолжение праздника проходило уже после демонстрации – в банкетном зале Дворца съездов. Первомайское «кремлевское меню» было без особых изысков, но хлебосольное: рыба, соленые грибы, вареная картошка, селедка, холодец, икра, поросята…
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели