Наш земляк собирает самовары с конца 1990 годов. Сейчас в его коллекции около 300 экземпляров, среди которых изделия всемирно известных дореволюционных фирм Воронцова, Капырзина, «самоварного короля» Баташева. Старейшему образцу более 250 лет. Есть модели и иностранного производства, например, изящная европейская «родственница» самовара – бульотка из Германии.
Но самые любимые для Анатолия Петровича все-таки отечественные творения. «Это наша история, традиции, которыми мы можем гордиться, – говорит Бородецкий. – До революции на международных выставках Россия показывала самовары, и наши мастера получали золотые медали…»
Представленные на выставке образцы поражают своим великолепием. А ведь большинство раритетов попали к Бородецкому в удручающем состоянии – с глубокими вмятинами на боках, почерневших от времени, с поврежденными ручками и «носиками»… Анатолий Петрович их отреставрировал. Для восстановления он разработал собственную технологию.
Самовары показывают в музее-квартире Марии Мордасовой не случайно – знаменитая исполнительница народных песен была хлебосольной хозяйкой, и самовар всегда присутствовал на ее столе. Кстати, первых посетителей выставки ждал особый сюрприз – чаепитие с пирогом по рецепту Марии Николаевны.
На открытии экспозиции выступили детские фольклорные коллективы. Ребята исполнили народные песни, а один из юных артистов предстал …в образе самовара. Костюм подготовили специально к выставке.
Из истории отечественной «чайной машины»
История самовара уходит в глубину веков. Устройства с похожим принципом действия использовались в некоторых странах еще в древности, однако наши мастера разработали совершенно оригинальную конструкцию, которая позволяет считать этот «прибор» отечественным брендом. Не случайно, иностранцы прозвали изобретение «русской чайной машиной», а потом заимствовали и само слово «самовар».
Родиной самоваров часто называют Тулу, где со второй половины XVIII века было налажено их массовое производство. Но есть документальные свидетельства о том, что самовары ранее использовались на Урале.
К середине XIX века в России самоварное дело было уже поставлено, как говорится, на широкую ногу. Ежегодно в стране выпускалось около 120 тысяч образцов.
Как самовар покорил Париж
Самовары брали с собой в походы воины. Они использовали особый вариант в виде бочонка, удобный для переноски. У российских офицеров, вступивших в Париж после разгрома Наполеона, были с собой такие дорожные металлические сосуды. Их преимущества по достоинству оценили и европейцы. Один из походных самоваров, принадлежавший полководцу Михаилу Кутузову, сейчас хранится в Музее Отечественной войны 1812 года в Москве.
Самовар в литературе
Этот атрибут российского быта нашел отражение в творчестве поэтов и писателей, в том числе наших земляков.
Вот, что сказано о самоваре в стихотворении Ивана Никитина «Воспоминания о детстве»:
– Когда в наш дом по вечерам
Соседи шумные сбирались,
Бранили вечный свой досуг,
Однообразный и ленивый,
А самовар, как верный друг,
Их споры слушал молчаливо
И пар струистый выпускал
Иль вдруг на их рассказ бессвязный
Какой-то музыкою странной,
Как собеседник, отвечал…
А это выдержка из романа Александра Эртеля «Гарденины», в котором он повествует о жизни дворянской семьи во второй половине XIX века: «Первый чай в доме называли «медным», второй – «серебряным», потому что только во время второго чая подавался серебряный самовар и (…) второй чай был обставлен сытнее и торжественнее».
Не обошел своим вниманием «самоварную тему» и Иван Бунин. Вот как лирично он описывает чаепитие в своем произведении «Деревня»: «Кузьма сам ставил по утрам самовар, потом сидел под окном в зале, пил чай с яблоками. В утреннем блеске, за логом, густо дымились крыши деревни. Сад свежо благоухал. А в полдень солнце стояло над деревней, на дворе было жарко, в саду рдели клены и липы, тихо роняя разноцветные листья…»
Любопытный факт, связанный с самоварами, упоминает Владимир Кораблинов в своей автобиографической книге «Азорские острова». Он сообщает его, описывая происхождение названия своего родного села: «Русская древность слышится в самом слове Углянец (…) О том, почему так названо село, голову ломать не приходится: некогда в лесной чаще поселились углежоги и стали жечь уголь (…) Отменный, звенящий дубовый уголь развозили в плетенных коробах. Все самовары Воронежа закипали на углянских угольках…».
Особенности национального чаепития
Чай получил распространение в России с XVII века. Поначалу он употреблялся в лечебных целях, но со временем превратился один из самых популярных напитков. С чаем подавали множество угощений – варенье, мед, выпечку. Любители застолий за неторопливыми беседами могли выпить в один присест десять чашек чая.
«Вечер на даче»
Самовар можно увидеть на живописных полотнах известных мастеров: «Вдовушка» и «Сватовство майора» Павла Федотова, «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, «Вечер на даче» нашего земляка Ивана Крамского.
Мероприятие инициировал Воронежский областной литературный музей имени И.С. Никитина (музей-квартира Марии Мордасовой является его подразделением). Увидеть старинные самовары можно будет до конца февраля. Подробности по телефону 255-67-32.