Тайны Белогорских пещер
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Тайны Белогорских пещер

12 октября 2010 / просмотров – 6712
Истфакт
Неподалеку от старинного городка Павловск Воронежской области, в 4 километрах от села Белогорье располагается удивительная достопримечательность, круглый год притягивающая вереницы паломников, туристов и любителей-спелеологов, – знаменитые Белогорские пещеры, самое крупное культовое «подземелье» Центральной России. Это место помнит разудалые песни разбойников, святые молитвы монахов и глумливые выходки богоборцев. Но для верующих и всех, кому небезразлична история родного края, подземный мир воронежского Белогорья – это, прежде всего, православная святыня, которой необходимо вернуть былое величие…
Легенда гласит, что первые пещеры, вырытые в меловом склоне правого берега Дона в районе Белогорья, были неглубокими и служили приютом для «лихих людей», нападавших в старину на купеческие суда. Археолог Дмитрий Струков, обследовавший Белогорские пещеры в 1898 году, нашел в них много общего с римскими катакомбами и предположил, что часть подземных сооружений могла относиться еще к эпохе первых христиан. Возможно, освоение Белогорских земных глубин и вправду началось в столь древние времена, однако подлинный расцвет пещеростроительства в этих краях все же приходится на более близкий к нам период XVIII – XIX веков и связан с именем подвижницы из народа Марии Шерстюковой. А дело было так.

Мария Пещерокопательница
Мария Шерстюкова (в девичестве – Босая), вошедшая в историю Белогорья как Мария Пещерокопательница, родилась в 1740 году, в семье малоросского казака. С юных лет она мечтала стать монахиней, но уступив родительской воле, вышла замуж. Муж оказался человеком непутевым – знай, пил горькую да проматывал семейное добро. Мария поначалу боролась с его пагубными пристрастиями, но потом с отчаяния и сама ударилась в разгул. Шли годы, несчастная женщина стала изгоем, но в 1795 году в ее жизни случился внезапный переворот: она отказалась от всех пороков и отправилась на покаяние в Киево-Печерскую лавру. Здесь, молясь в пещерных храмах, Мария пришла к решению создать нечто подобное на родине. Получив благословение от одного из иеромонахов лавры, раскаявшаяся грешница приступила к воплощению замысла сразу же по возращении домой весной 1796 года. Место для пещеры, по преданию, ей указал ангел – меловую кручу на донском берегу, где в старину скрывались от гонений неверных святые отцы. Односельчане поначалу отнеслись к почину Марии настороженно – еще была жива память о ее беспутном поведении, но позже начали помогать подвижнице. А потом «подозрительной инициативой» заинтересовались власти, и слухи о воронежской пещерокопательнице дошли до самого царя!

Вердикт императора
В 1817 году Комитет министров предоставил Александру I странный доклад: в Воронежской губернии недалеко от села Белогорье некая Мария Шерстюкова много лет по своей воле роет пещеры и «сей труд смущает умы местных жителей». Те оказывают ей помощь, приносят в подземелье иконы, читают молитвы… Не иначе как в Белогорье объявилась раскольница! В докладе также было сказано, что «самовольное пещерокопательство» преследует полиция: разгоняет копателей, засыпает ходы, но упрямый народ то и дело возобновляет работу… Царь повелел учинить по «вопросу Шерстюковой» расследование, однако, ознакомившись с деталями, никакого раскола в нем не усмотрел. Более того, лично распорядился помогать подвижнице и устроить в пещере настоящую церковь.

Рождение обители
Пещерный храм, освященный во имя Александра Невского, вырубили к 1819 году. Позже рядом была возведена колокольня, а в 1866 году в Белогорских пещерах появились первые монахи. Поначалу их приписали к Успенскому Дивногорскому монастырю, но после открытия наземных церквей (во имя Воскресения Христова и Вознесенского храма) был учрежден самостоятельный Белогорский мужской монастырь. На его базе действовало ремесленное училище и церковно-приходская школа. А в 1916 году на монастырской территории появился каменный собор, расписанный известным художником Щукиным. Так почин простой неграмотной крестьянки положил начало созданию духовной обители, на протяжении десятилетий служившей центром притяжения паломников со всей России. Как могло такое случиться? Не иначе как по промыслу Божьему. Правда, эти плоды своих трудов Мария Пещерокопательница уже не увидела. Она умерла в 1822 году, оставив после себя последователей-пещерокопателей, самые известные среди которых – благочестивый старец Иван Тищенко и монах Антоний.

Разорение святыни
До революции протяженность подземных галерей Белогорских пещер составляла более 2 километров. Начало разорению уникального сооружения положили воинствующие атеисты: в советские годы монастырские земли конфисковали, наземные храмы разобрали, монахов выселили, могилы Марии и Тищенко осквернили, а стены подземных переходов покрыли надписями в духе «Здесь был Вася». В Великую Отечественную поругание над обителью продолжили фашисты, которые взрывали пещеры, полагая, что там скрываются партизаны.

Второе дыхание
В течение десятилетий святыня оставалась заброшенной. В 2003 году силами Воронежско-Борисоглебской епархии началось ее возрождение. Правда, после периода запустения в Белогорских пещерах оказались не засыпанными только 800 метров, но над этим местом по-прежнему витает особая благодать – и верующие паломники, и просто любопытствующие туристы утверждают, что здесь человек ощущает удивительное умиротворение. Постепенно обретает второе дыхание и сама обитель: подземные ходы расчищаются, надписи со стен соскабливаются, в пещерном храме проводятся службы…
67 миллионов лет назад на территории Донского Белогорья бушевал океан. Шло время, воды его начали отступать, медленно обнажая дно. В послеледниковый период под воздействием дождей и талых вод появились оползни, давшие начало оврагам, а в мощных отложениях мела образовались значительные пустоты. Позже человек расширил эти природные пещеры и устроил в них горные храмы.
Несмотря на запустение Белогорской обители в советское время, верующие, проживающие в ее окрестностях, много лет продолжали тайно посещать пещеры и устраивать здесь молебны. В 1920–1930 годы здесь часто бывал блаженный Петр с Белогорья, обладавший даром прозорливости и исцеления тяжелобольных.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели