Тайны крестьянского быта
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Тайны крестьянского быта

1 декабря 2010 / просмотров – 3085
Истфакт
Какой тайной силой обладает незатейливый орнамент, которым наши предки украшали предметы домашнего обихода? Что дарили в стародавние времена деревенские женихи своим невестам? Откуда родом «царь стола» – самовар? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали, побывав в необычном воронежском музее.
Клуб-музей
Особенным его делает уже сама «форма взаимодействия» с посетителями. Это не только музей, где представлена замечательная экспозиция, позволяющая воочию увидеть все основные элементы крестьянского быта воронежского края дореволюционной эпохи, но и клуб, в рамках которого проходят тематические семейные посиделки, посвященные народным праздникам, краеведческие конкурсы и театрализованные представления. В результате музейные экспонаты обретают «второе дыхание», а традиции давно минувших дней воспринимаются как живой исток нашего наследия, тесно связанный с современностью. Кстати, этот клуб-музей так и называется – «Исток». Вот уже 15 лет он действует на базе Городского дворца детей и юношества под руководством педагогов и настоящих энтузиастов своего дела Нины Мальцевой и Валентины Гладких.

Из «сказочного сундука»
Экспонаты музея «родом» из воронежских сел. Основная их масса была собрана усилиями педагогов дворца, школьников-воспитанников клуба-музея и их родителей. Некоторые предметы крестьянского обихода подарили участники мероприятий «Истока». Оформить экспозицию помог воронежский художник Владимир Шпаковский.
«Обратите внимание на этот сундук, – показывает нам на небольшой деревянный ларь Нина Мальцева. – Когда-то крестьяне в нем хранили одежду, а в нашем музее он обрел сказочные функции». Этот старинный сундук – «изюминка» программы занятия со школьниками по истории вещей. Из него педагоги извлекают «говорящие предметы» – например, глиняную кринку начала XX века или коллекцию гвоздей петровской эпохи – и рассказывают ребятам, какую информацию о традициях прошлого они могут в себе нести. И совершенно обычные вещи подчас раскрываются с неожиданной стороны.

Зачарованная кринка
Та же кринка может «преподать» целый урок. Оказывается, орнамент, опоясывающий ее горловину, не только декорировал сосуд, но и должен был защищать содержимое от нечистой силы. А само горло у кринки всегда делали широким, чтобы внутрь легко проскальзывала рука и проще было отмывать следы жирного молока, для хранения которого предназначалась емкость.

Лапти для любимой
Особым ритуальным значением наделяли наши предки и лапти. Правда, не все, а только те, которые молодой человек плел для своей избранницы. Если девушка принимала их в дар, это означало согласие на замужество. Назывались такие лапти «ладанки», от слова «лад». Кстати, были связаны со свадебными обычаями и прялки. Этот важный в прошлые века для молодой хозяйки предмет обихода женихи изготавливали своими руками и преподносили суженой в день свадебного торжества. Впрочем, свои истории здесь у каждого экспоната.

С лопатой в пекло
Деревянная лопата на длинном черенке (она же – «пекло» или «пехло») в давние времена помогала хозяйкам доставать хлеб из печи. «Хлебные лопаты» делали из стволов липы, осины или ольхи толщиной не меньше 25 сантиметров. Они считались весьма ценным орудием труда, так как ствол подобной толщины, да еще и без сучка и без задоринки было непросто отыскать.
Пенька государственного значения
Коса из конопли, перекинутая через бердо, – часть ткацкого станка, напоминает о временах, когда это растение использовалась для изготовления знаменитой русской пеньки. Пенька была необходима для парусного флота, что делало ее производство важнейшей стратегической отраслью. Коноплю выращивали во многих государствах, но только русские крестьяне знали, как сделать ее светлой и гибкой. Так что в ее экспорте России на мировом рынке равных не было. Широко использовалась конопля и в крестьянском хозяйстве: из нее ткали одежду и изготавливали масло.

Мечта хозяйки
Останавливает взгляд «семейство» разнокалиберных утюгов. До революции подобные «коллекции» в хозяйстве были необходимы: один утюг нагревался в печи, другим гладили. Особые, похожие на игрушечные, утюжки, использовались для глажки мелких деталей одежды. Долгое время в деревнях расценивались как предмет роскоши утюги, в которые можно было засыпать угольки (они были сложнее в изготовлении и дороже своих собратьев чугунной отливки). Если в доме имелся «угольный утюг», его ставили на виду – рядом с самоваром, чтобы сразу было видно: дом с завидным достатком.

Сделано с любовью
Есть в музее и такие редкие экспонаты, как сосуды для вина и воды, которые брали с собой матросы на корабли в петровское время; чуни – домашняя обувь, сплетенная из веревки (подобного образца крестьянской обувки нет даже в областном Краеведческом музее); деревянная разъемная форма для пасхи 1920-х годов, в орнаменте которой среди птичек и цветов отчетливо виден серп и молот – причудливый компромисс между «старой» православной и «новой» советской культурой. А еще здесь царит на редкость умиротворяющая атмосфера. Видимо, от того, что все эти вещи, в создание которых наши предки когда-то вложили частичку своей души, продолжают храниться с любовью.
«Капустные вечорки» – так называли встарь один из самых популярных осенних народных праздников. Вечорки начинались на Воздвиженье (27 сентября) и длились две недели. Днем девушки в богатых уборах собирались по домам и с песнями рубили капусту, а вечером молодежь водила хороводы. В память об этой и других народных традициях в воронежском клубе-музее «Исток» проводятся тематические посиделки.
«Куриные именины» или «Кузьминки» – еще одна старинная осенняя крестьянская традиция, приуроченная ко Дню памяти святых Кузьмы и Демьяна (14 ноября). В народе их почитали как врачевателей и кузнецов-бессребреников, работавших не за вознаграждение. А еще считалось, что они охраняют от разных напастей кур. В день этих святых на селе служили молебны у курятников и окропляли птицу святой водой.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели