Уикенд в стиле Замятнина. К 135-летию выдающегося архитектора
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Уикенд в стиле Замятнина. К 135-летию выдающегося архитектора

31 мая 2012 / просмотров – 3780
Истфакт
Вышло так, что юбилей Михаила Замятнина, чьи затейливые здания украсили центр нашего города, обошелся без официальных торжеств. Но незамеченным он не прошел. Воронежские энтузиасты, которым дорого это имя, в минувшие выходные своими силами организовали памятную акцию в честь выдающегося земляка…
Рукопожатие сквозь столетие
Мысль почтить память зодчего как-то необычно выдвинула уже хорошо знакомая читателям «ГЧ» краевед Ольга Рудева. К Замятнину Ольга относится с особой нежностью, ведь она живет в его знаменитом творении – «Доме с совой». Идея возникла следующая: собраться в парке у цирка и возложить цветы на месте предполагаемой могилы архитектора (здесь раньше находилось Новостроящееся кладбище, где похоронили зодчего, но погост снесли в советские годы). Там же можно было бы создать маленький импровизированный памятник. К примеру, вылепить элемент декора одного из замятнинских зданий (Ольга и многие ее друзья давно занимаются декоративно-прикладным творчеством) или просто оставить отпечаток ладоней в заранее припасенном цементе. Дескать, помним, любим, протягиваем руку сквозь столетие. Замысел, который оформился в призыв «Помянем Михаила Замятнина», поддержали такие же, как Рудева, влюбленные в «старый Воронеж» люди. Правда, полностью идею воплотить не удалось: чтобы установить что-то в городе нужно специальное разрешение. Но теплая встреча все-таки состоялась. Теперь Ольга надеется, что традиция вот так, по инициативе самих воронежцев, поминать известных земляков, приживется. Однако этим акция не ограничилась: днем ранее Рудева устроила для всех желающих замечательную экскурсию по «замятнинским местам», в которой мы тоже приняли участие. Вот лишь немногие из творений архитектора, с которыми нам довелось познакомиться поближе.

Кузнец Гефест и «знатная ткачиха» Афина
Здание на Плехановской, 10, возведенное в традициях неоклассицизма, известно всем воронежцам. Ныне здесь размещается горадминистрация, а 97 лет назад в нем «справил новоселье» Волжско-Камский банк. Именно для этого учреждения спроектировал строение Замятнин. В войну дому здорово досталось: он лишился перекрытий и части фасада. Но в 1950-е его восстановили.
Любопытна судьба скульптурной композиции, расположенной у самого карниза в центре здания. В нишах по бокам возвышаются мужская и женская фигуры – вариация на тему рабочего и крестьянки. Они здесь появились при новой власти на месте прежних «идеологически невыдержанных» скульптур. А вот сидящие обнаженные фигуры под гербовым щитом – это Гефест и Афина, унаследованные от «старого режима». Видимо, «общественная нагрузка», которой наградила данную пару древнегреческая мифология, хорошо вписалась в пролетарскую идеологию. Ведь Гефест известен как бог-кузнец, а воительница Афина считалась также покровительницей ремесел, в особенности, ткачества. Практически передовики производства!

«Верным путем идете, товарищи!»
Черты того же неоклассического стиля мы видим и в «старой части» здания кинотеатра «Пролетарий» – благородный декор, античная эстетика, скульптуры древнегреческих муз на верхнем ярусе фасада. Это «замятнинское творение» выросло на главной улице города в Первую мировую. В те годы здесь размещались различные общественные благотворительные организации. Ближе к концу войны «Союз увечных воинов» (инвалидов фронта) устроил в здании кинотеатр, который получил похожее название «Увечный воин». Позже он обрел свое современное «пролетарское имя», а в конце 1960-х к нему пристроили новую часть со стеклянным фасадом. Но прежде, чем она появилась, на этом месте находилось кафе «Красный мак». По рассказам воронежского старожила Олега Казаневского, который помогал Ольге провести экскурсию, это заведение пользовалась особой любовью представителей творческой интеллигенции. Они устремлялись сюда после просмотра спектаклей или кино и устраивали пылкие диспуты, подогреваемые обильными возлияниями. А напротив, на торце кинотеатра висел громадный портрет с изображением Ильича, на котором красовалась надпись: «Верной дорогой идете, товарищи!»

Заглянуть в глаза воронежскому «сфинксу»…
…можно, если внимательно изучить отделку здания, расположенного по адресу – улица Фридриха Энгельса, 21. В отличие от вышеописанных строений, оно выполнено в стиле модерн, который Замятнин успешно реализовал во многих других проектах. Особенности стиля – стремление найти идеальное сочетание полезного и прекрасного, использование разнообразных строительных материалов, растительных орнаментов, лепных украшений. Один из самых любимых «модерновых образов» – стилизованные женские головки. Невозмутимые, как сфинксы, они бесстрастно «наблюдают» сверху за городской суетой. Будете проходить мимо дома № 21, поднимите глаза вверх, и вы встретитесь с холодным взглядом такой красавицы.

Неожиданное прозрение
За еще одно строение в том же стиле, спроектированное для глазной лечебницы (ныне – Областной клинической офтальмологической больницы), Замятнин получил орден Святой Анны III степени. Пару лет назад это здание во время ремонта удивило весь город: строители, сбивавшие штукатурку на фасаде, обнаружили барельеф с библейским сюжетом «Исцеление слепого». Ранее об этом барельефе ничего не было известно. Он не упоминается в архивных документах и не встречается на старых фото. Здание простояло почти век, прежде чем обнаружилась эта находка. Чудо, не иначе!
Справка «ГЧ»
Михаил Иванович Замятнин (1877 – 1929) родился в Воронеже. Окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. С 1911 по 1918 годы был главным архитектором в родном городе. После 1918-го руководил комитетом государственных сооружений губернского совета народного хозяйства, возглавлял трест «Воронежглина», трудился в должности главного инженера Центрально-Черноземной области. По проектам Замятнина возведено более 20 зданий в Воронеже, и у каждого из них свой оригинальный, узнаваемый облик.


Продолжение – о лучшем замятнинском творении «Доме с совой» читайте в следующем номере. Мы расскажем о тайнах «черной лестницы» и других секретах здания, совершим виртуальную экскурсию в его подвал, а также поделимся любопытными фактами из биографии зодчего.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели