Ужель та самая Татьяна?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Ужель та самая Татьяна?

24 января 2011 / просмотров – 3626
Истфакт
«Итак, она звалась Татьяной…», – такое название получила экспозиция, открывшаяся в Воронежской библиотеке искусств имени А.С. Пушкина, посвященная нашей землячке выдающейся певице Марии Климентовой-Муромцевой. Что общего у оперной дивы с пушкинской героиней? А дело в том, что Климентова-Муромцева помимо иных заслуг перед отечественной музыкальной культурой вошла в ее историю как первая исполнительница роли Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». В нынешнем году со дня рождения «воронежской Татьяны» исполнилось 155 лет.
Когда-то она блистала на сцене Большого театра. Сегодня создателям экспозиции пришлось воссоздавать данные ее биографии по крупицам: причиной забвения талантливой артистки в советский период стала ее эмиграция за границу. Тем не менее, сотрудникам библиотеки удалось собрать немало любопытных материалов, с которыми мы решили познакомить наших читателей.

Примадонна с профессорским званием
Мария Николаевна Климентова (Муромцева она по мужу – известному дореволюционному государственному деятелю, председателю первой российской Государственной Думы) родилась 16 января 1856 года. Прекрасные вокальные данные и артистизм, которыми природа щедро наградила юную Машеньку, предопределили ее судьбу – после окончания гимназии она поступила в Московскую консерваторию. В 1880 году состоялся дебют певицы в Большом театре. С тех пор и до начала 1890-х она исполняла здесь сольные партии сопрано. Ее лучшие роли: Тамара («Демон»), Антонида («Жизнь за царя»), Розина («Севильский цирюльник»), Людмила («Руслан»), Мария («Мазепа»). Позже она посвятила себя преподавательской работе, была профессором Московской консерватории. После революции Климентова-Муромцева уехала в Париж, ставший в 1920-е годы настоящей столицей русской эмиграции. Это был вынужденный шаг: на Родине семье «старорежимного деятеля» Муромцева грозили преследования. В эмиграции Мария Николаевна занималась общественной деятельностью, устраивала вечера русской музыкальной культуры, пользовавшиеся большой популярностью, а также продолжала преподавать. В числе учениц была и ее дочь, ставшая впоследствии известной певицей. Из жизни Мария Николаевна ушла в 1946 году.

«Хор не должен быть стадом овец»
Что же до роли «той самой Татьяны», то ее Климентова-Муромцева получила еще обучаясь в консерватории. Дело в том, что Чайковский изначально видел оперу «Евгений Онегин» как «камерное психологическое произведение» и настоял, чтобы первая ее постановка состоялась не на помпезной сцене Императорского театра, а силами юных дарований, открытых всему новому. Поясняя свою позицию в письме к другу-хормейстеру Константину Альбрехту, он твердо заявлял: «Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров прежде, чем она не пойдет в консерватории». Далее Петр Ильич перечисляет, что ему необходимо для сценического воплощения «Онегина»: «певцы, которые будут просто, но хорошо играть; костюмы непременно того времени; хоры должны быть не стадом овец, как на императорской сцене, а людьми, принимающими участие в действии оперы; капельмейстер должен стать настоящим вождем оркестра». С особым вниманием Петр Ильич отнесся и к выбору исполнителей главных партий и, в частности, Татьяны. В этой роли он видел только Машеньку Климентову. Вокальные возможности и данные этой драматической актрисы он хорошо знал по своей преподавательской работе в консерватории.

Звездная репетиция
Премьера оперы состоялась 17 марта 1879 года. Накануне Чайковский тайком посетил генеральную репетицию: пробрался в темный уголок зала и с замиранием сердца наблюдал за действом, пытаясь предугадать реакцию зрителей. Как композитор признавался друзьям позднее, весь спектакль его раздирали противоречивые эмоции. Однако страхи рассеялись уже в антракте. Основатель Московской консерватории и первый ее директор Николай Рубинштейн, обычно скупой на комплименты, сказал, что «влюблен в эту музыку». Присутствовавший на репетиции Иван Тургенев нашел оперу «очаровательной, пылкой и поэтичной», ученик Чайковского Сергей Танеев расплакался от переполнявших его чувств. В приподнятом настроении были и сами артисты – учащиеся консерватории, а «Татьяна» просто сияла, слушая одобрительные высказывания маститых деятелей культуры. Это было прекрасное начало певческой карьеры. Впереди ее ждали новые блистательные партии на сцене Большого театра.

Кстати
Опера «Евгений Онегин» звучала на открытии Воронежского музыкального театра оперы и балета 25 апреля 1961 года, позже переименованного в театр оперы и балета. Роль Татьяны исполняла солистка театра, впоследствии заслуженная артистка РСФСР Флорентина Себар. В 1980 годы партию Татьяны пела Ольга Максименко. Ныне ее исполняет Людмила Солод. На сцене Большого театра в разные годы роль пушкинской Татьяны исполняли Галина Вишневская, Тамара Милашкина, Галина Калинина.
Неизданная книга
Изучением биографии Марии Климентовой-Муромцевой занимался воронежский краевед, автор исследований по музыкальной культуре нашего края ныне покойный Леонид Сафонов. В результате многолетних поисков сведений о биографии певицы родилась рукопись, ставшая его последним краеведческим трудом. Сейчас она находится на хранении у заслуженного работника культуры РФ, заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества, руководителя известного воронежского детского ансамбля «Монпансье» Людмилы Пикаловой и ждет своего часа. А точнее – мецената, который помог бы издать ее.

«ГЧ» благодарит за помощь в подготовке материала заведующую методотделом специальной городской библиотеки искусств имени А.С. Пушкина Надежду КРАСИКОВУ.
Идею создать оперу на сюжет «Евгения Онегина» Чайковскому подсказала певица Елизавета Лавровская. Поначалу композитору, называвшему это пушкинское творение «святой книгой», мысль показалась кощунственной. Но после того как Петр Ильич перечитал «Онегина», в голове у него, по его собственному признанию, начали рождаться одна мелодия за другой. В итоге он решил дерзнуть и создал настоящий шедевр.
Как Чайковский оказался… в роли Онегина? В процессе работы над оперой «Евгений Онегин» композитор пережил нечто подобное, что и главный герой пушкинского произведения. В один из дней Петр Ильич получил любовное послание от незнакомки – студентки консерватории Антонины Милюковой. Поначалу Чайковский, как Евгений, ограничился холодным ответом, но после нового письма решился на личное знакомство, которое через некоторое время завершилось… браком. Однако «союза любящих сердец» не получилось: спустя 3 недели брак развалился.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели