В незавидном рейтинге, составленном департаментом экономического развития Воронежской области на основе динамики основных экономических показателей, оказались Бутурлиновский, Кантемировский, Петропавловский, Репьевский, Терновский и Верхнемамонский районы. Основная причина выявленных диспропорций, как указывает руководитель департамента Анатолий Букреев в своем докладе, озвученном в ходе выездного совещания правительства области 4 июля, – «разные темпы коммерциализации территорий, развития рыночных механизмов, инвестиционной и предпринимательской активности на базе сложившейся еще в советские времена структуры размещения производительных сил». Проще говоря, указанные районы оказались лишены того «наследства» советской эпохи, которое досталось другим территориям в виде крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Так получилось, например, в Петропавловском районе. Если при плановом ведении хозяйства предполагалось, что сахарный завод, мясокомбинат, элеватор, нефтебаза и ряд других важных объектов в Калаче обеспечат переработку сельскохозяйственного сырья, производимого в аграрном Петропавловском районе, то при рыночной экономике каждая территория стала блюсти свои интересы. Район остался «не у дел», имея в распоряжении лишь свое сельхозсырье с его невысокими и к тому же неустойчивыми ценами.
«Лед тронулся!»
Тем не менее, сложившуюся ситуацию безвыходной назвать нельзя, и правительство области предлагает план мероприятий по поддержке территорий с недостаточным уровнем экономического развития. Он подразумевает два основных направления – создание необходимой коммунальной и социальной инфраструктуры и стимулирование предпринимательской активности за счет дополнительных преференций инвесторам. Таким стимулом призваны стать налоговые льготы, подведение инженерной инфраструктуры к инвестиционным площадкам, субсидирование процентной ставки по кредитам и затрат в размере уплаченного налога на прибыль, увеличение доли софинансирования объектов капитального строительства, создаваемых в рамках областной инвестиционной программы. Всего в «проблемных» районах на сегодня заявлено 45 инвестпроектов, 14 из которых, по оценке департамента экономического развития области, реализуемы в краткосрочной перспективе, а остальные требуют дополнительной проработки.
Чтобы воплотить намеченные планы в жизнь, как указал Анатолий Букреев, важно не допустить создания региональной оффшорной зоны: «обязательным условием для получения инвестором господдержки является ведение реальной деятельности». Кроме того, необходимо ускорить проработку подготовленных инвестпроектов, а также подготовку площадок для компактного размещения новых производств. Такая работа успешно ведется в Верхнехавском районе. Здесь, кстати, уже есть примеры успешной реализации программы: на территории района реализуется целый ряд инвестиционных проектов. Среди них – добыча и розлив питьевой воды в селе Гороховка, строительство сервисного центра с суммой вложений 70 миллионов рублей, свиноводческого комплекса на 52 тысячи голов, строительство домов по технологии быстровозводимого панельно-каркасного жилья, основным материалом для которого является деревянная щепа, пропитанная жидким стеклом (собирается такой дом за пару недель).
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Андрей КОТОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и территориального управления ВГУ:
– Территории, о которых идет речь – это в основном аграрные районы, где нет крупных промышленных предприятий, благоприятных транспортно-географических условий, полезных ископаемых и так далее. Причем, если говорить о АПК, то слабо развита даже пищевая промышленность. Эти сложности транслируются на сельское хозяйство. Как следствие – появляются проблемы с доходами населения, налоговой базой, социальным развитием. В принципе, это, если хотите, определенный результат конкуренции, которая происходит не только между компаниями, но и между территориями. Но с другой стороны, если не будет поддержки со стороны государства, невозможно будет обеспечить их нормальное функционирование, и эти проблемы будут «перетекать» на благополучные сейчас районы.
В Советские времена тоже были более развитые и менее развитые территории, и сейчас, когда на успех или неуспех в большей степени влияет рынок, на такие территории инвесторы не идут, если не создаются соответствующие условия. Привлекаются они путем снижения налогов, и есть риск возникновения оффшорных зон. Очень много таких территорий существует за рубежом (зачастую это островные государства, где нет условий для развития промышленности). К сожалению, и у нас в стране был негативный опыт создания свободных экономических зон. В результате они становятся, что называется, «пылесосами», выкачивающими средства и компании из соседних регионов при отсутствии реальных инвестиционных процессов. То есть это может не привести к увеличению совокупных инвестиций на территории региона, просто бизнес из одного района может переехать на территорию другого, где созданы тепличные условия. Это с одной стороны. С другой – искусственное создание таких условий может привести к «иждивенчеству» со стороны руководства и жителей проблемной территории: «Если будем работать плохо – нам помогут, если хорошо – нас лишат дотаций, субвенций». Баланса достичь сложно, но возможно, используя, например, такой инструмент, как субсидии, то есть софинансирование. Часть средств идет, скажем, из муниципального бюджета, часть – от инвесторов, заинтересованных в развитии района, и еще часть – из областного или федерального бюджета. Это повышает эффективность расходования средств и действительно создает новое конкурентное преимущество, за счет которого уже можно говорить не только о краткосрочном, но и долгосрочном эффектах.
Андрей КОТОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и территориального управления ВГУ:
– Территории, о которых идет речь – это в основном аграрные районы, где нет крупных промышленных предприятий, благоприятных транспортно-географических условий, полезных ископаемых и так далее. Причем, если говорить о АПК, то слабо развита даже пищевая промышленность. Эти сложности транслируются на сельское хозяйство. Как следствие – появляются проблемы с доходами населения, налоговой базой, социальным развитием. В принципе, это, если хотите, определенный результат конкуренции, которая происходит не только между компаниями, но и между территориями. Но с другой стороны, если не будет поддержки со стороны государства, невозможно будет обеспечить их нормальное функционирование, и эти проблемы будут «перетекать» на благополучные сейчас районы.
В Советские времена тоже были более развитые и менее развитые территории, и сейчас, когда на успех или неуспех в большей степени влияет рынок, на такие территории инвесторы не идут, если не создаются соответствующие условия. Привлекаются они путем снижения налогов, и есть риск возникновения оффшорных зон. Очень много таких территорий существует за рубежом (зачастую это островные государства, где нет условий для развития промышленности). К сожалению, и у нас в стране был негативный опыт создания свободных экономических зон. В результате они становятся, что называется, «пылесосами», выкачивающими средства и компании из соседних регионов при отсутствии реальных инвестиционных процессов. То есть это может не привести к увеличению совокупных инвестиций на территории региона, просто бизнес из одного района может переехать на территорию другого, где созданы тепличные условия. Это с одной стороны. С другой – искусственное создание таких условий может привести к «иждивенчеству» со стороны руководства и жителей проблемной территории: «Если будем работать плохо – нам помогут, если хорошо – нас лишат дотаций, субвенций». Баланса достичь сложно, но возможно, используя, например, такой инструмент, как субсидии, то есть софинансирование. Часть средств идет, скажем, из муниципального бюджета, часть – от инвесторов, заинтересованных в развитии района, и еще часть – из областного или федерального бюджета. Это повышает эффективность расходования средств и действительно создает новое конкурентное преимущество, за счет которого уже можно говорить не только о краткосрочном, но и долгосрочном эффектах.