В январе-ноябре этого года жители центральной России потратили за границей на авиа и ж/д билеты вдвое меньше, чем за 11 месяцев прошлого года, при этом траты на АЗС и аренду автомобилей снизились менее значительно – на 30% и 45% соответственно. Суммы покупок в супермаркетах и продуктовых магазинах просели на 20%. Сильнее всего (почти в три раза) уменьшились траты жителей ЦФО за рубежом на сегмент развлечений – походы в кино, театры и на концерты.
В целом по итогам 11 месяцев меньше всего «просели» по туристическим расходам россиян страны, которые сейчас открыты для российских путешественников и не настаивают на изоляции для приезжих. Так, расходы клиентов банка на Мальдивах снизились лишь на 20% год к году, Белоруссия недосчиталась 29% туристических расходов россиян, а Турция и Египет - 40%. Наиболее значительно – на 78% - держатели карт ВТБ снизили траты в Японии, которая разрешила въезд только гражданам и резидентам и только с 1 ноября. Единственным «бенефициаром» закрытых границ стала Танзания, которая одной из первых открыла границы для россиян – туристические расходы клиентов банка в ней выросли к прошлому году на 36%, а осенью был зафиксирован более чем двукратный рост год к году.
Пандемия коронавируса в этом году оказала влияние на распределение трат россиян за рубежом. Меньше всего клиенты ВТБ экономили на гостиницах и ресторанах – например, в Турции снижение к прошлому году в этих категориях составило 17% и 11% соответственно. Больше всего они сократили траты на внутренние перелеты и переезды по железной дороге (снижение в этой категории составило порядка 70% по большинству открытых стран), предпочитая передвигаться на автомобилях. А в Турции расходы клиентов банка на аренду авто за 11 месяцев не только не снизились, а даже выросли на 4% к январю-ноябрю прошлого года. Исключением из общих правил стала Сербия, которая в середине октября стала для россиян «окном в Европу»: въезд в страну для граждан России разрешен и доступен благодаря прямым рейсам из Москвы. С начала года клиенты ВТБ потратили на железнодорожные и авиабилеты в стране на 36% больше, чем годом ранее.
Изменившиеся условия внесли корректировки в рейтинг наиболее популярных стран у российских туристов. Топ-10 стран по объему туристических расходов клиентов ВТБ по-прежнему возглавляет Италия, хотя траты клиентов в ней сократились на 73% год к году – до 3,1 млрд рублей. На второе место с пятого по объему расходов поднялась Турция, а Испания, в которой держатели карт ВТБ стали тратить на 72% меньше, переместилась на пятое место. Также в пятерку лидеров по туристическим расходам традиционно вошли Франция и Германия. В топ-10 традиционно вошли США, ОАЭ, Белоруссия и Великобритания (причем по объему расходов союзная республика Беларусь в этом году обогнала Соединенное королевство). Покинула рейтинг традиционно популярная у петербуржцев Финляндия, которая занимала девятую строчку, а вместо нее в десятку лидеров вошел Таиланд.
«Пандемия в этом году стала главным фактором, повлиявшим на туристические настроения россиян. Наших соотечественников останавливают не только закрытые границы большинства стран, но и желание обезопасить себя от лишних контактов. И хотя осенью Россия продолжила возобновлять авиасообщение с отдельными зарубежными странами, традиционно высокий предновогодний сезон не изменит негативную динамику по итогам года», - прогнозирует Ксения Андреева, руководитель управления «Дебетовые карты и счета» ВТБ.