Вид слева. Журналисты "ГЧ" изучали краеведческий маршрут на левом берегу
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Вид слева. Журналисты "ГЧ" изучали краеведческий маршрут на левом берегу

4 марта 2015 / просмотров – 2732
Истфакт

Здесь можно увидеть «забинтованный дом», «крылатый памятник» и загадочный барельеф с «инопланетянином». Вот уж воистину, удивительное рядом, главное – разглядеть. Собеседница «ГЧ» краевед Елена Устинова это определенно умеет. Более того, она всегда готова взять с собой в путь тех, кто хочет совершить увлекательный экскурс в прошлое...

История левобережья Елену Альбертовну заинтересовала не случайно. «Это мой родной район и многие здания здесь связаны с личными воспоминаниями», – поясняет она. Кроме того, не секрет, что с достопримечательностями у нас больше ассоциируется правый берег, и в частности, исторический центр города. Но ведь и по ту сторону водохранилища немало интересного. Судите сами.
Клад на «командирской улице»
Одна из старейших улиц левобережья носит имя красного командира Щорса. А когда-то это был так называемый Большак – центр пригородной слободы Монастырщенка.* Жилая застройка тут существовала уже в XVIII веке, причем среди здешних обитателей были люди явно не бедные. Материальное свидетельство, позволяющее сделать такое предположение, хранится в областном краеведческом музее. Это клад старинных монет, найденный в данной местности.
О чем рассказывает летопись храма?
Старейшее из сохранившихся зданий Левобережного района – церковь Успения Пресвятой Богородицы, основанная в 1848 году. С 1888-го ее священнослужители начали регулярно вести летопись храма, где из года в год отмечали значимые события в приходе и не только. В хронике – записи о приобретении ценных икон, о разливах реки, о визите в Воронеж императора Николая Второго… Ныне это ценный источник информации о дореволюционном прошлом района и города.
«Чернила» из свекольного сока
Своя история у школы № 3, что расположена на остановке Нижняя. Она была основана в предвоенные годы и ее первые выпускники отправились на фронт. Что же до ребят помладше, то они продолжали посещать уроки. Сюда же были переведены учащиеся из школы № 15, здание которой повредила вражеская авиация. Занятия прервались после того, как в Воронеж прорвались фашисты. Оккупанты закрепились на правом берегу, но и левый страдал от сильных обстрелов. В такое время было не до учебы.
Уроки возобновились после освобождения города. О том, в каких условиях постигала знания детвора, дают представление воспоминания старожилов. В помещении стоял холод, от которого не спасали буржуйки, поэтому уроки шли только по три часа в день. Писали на старых газетах самодельными «чернилами» из сажи и свекольного сока. Доску не использовали, потому что стоило стереть мел мокрой тряпкой, и поверхность в миг покрывалась ледяной коркой. Городские власти старались хоть как-то поддержать маленьких воронежцев. Школьникам выдавали завтраки – 50 граммов хлеба и 10 граммов сахара. Конечно, это были лишь крохи, но в то голодное время и такой скудный паек был в радость…
Люди, самолеты и политика
Интересно прошлое дома на улице Ленинградской, 41, где ныне располагается филиал поликлиники № 5. В свое время здесь обитало партийное руководство района, так что это был своего рода административный центр. В кабинетах здания заседало важное начальство, обсуждались планы больших строек. Сюда стекались победные доклады об успехах быстро растущей промышленности левобережья.
А поводов для гордости было немало. Чего стоил один авиационный завод! В предвоенный период здесь было освоено 11 типов самолетов и в том числе «АНТ-25», ставший легендарным после рекордов и беспосадочных перелетов экипажей летчиков Валерия Чкалова и Михаила Громова. Но нельзя умолчать и о другой, печальной странице в истории предприятия. В 1938-м десятки его сотрудников попали под молот политических репрессий. Среди них оказался выдающийся конструктор Константин Калинин – создатель первых серийных пассажирских воздушных судов. Обвинение было стандартным для того времени – «антисоветская деятельность и шпионаж». Спустя 7 месяцев после ареста его расстреляли. В 1955 году расправу над Калининым признали незаконной и реабилитировали его посмертно. Однако талантливого изобретателя было уже не вернуть…
Психическая атака фашистского аса
А эту историю нашему гиду в свое время рассказал замечательный воронежский писатель, представитель военного поколения Юрий Гончаров, к сожалению, ныне покойный. Она тоже связана с авиазаводом.
Дело было в 1941-м. Массированным атакам с воздуха наш город тогда еще не подвергался, но в зону важного оборонного предприятия повадился летать фашистский самолет. По словам Гончарова, вражеское судно появлялось в одно и то же время – в 14:00 и сбрасывало бомбы на заводскую территорию. Страшного визитера ждали на изготовке наши зенитки, но гитлеровский бомбардировщик каждый раз выныривал с новой стороны, а потом мастерски скрывался. Это была психическая атака, призванная деморализовать, напугать. Однако план не удался: несмотря ни на что люди продолжали работать.
Позже завод был эвакуирован, а в 1943-м вновь вернулся в Воронеж. За годы войны он выпустил 18000 «ИЛ-2» – лучших фронтовых штурмовиков своего времени. Сейчас о том периоде напоминает «крылатый памятник» – самолет, установленный на постамент возле проходной предприятия.
Многие заводчане сражались на фронте. 14 из них было присвоено звание Героев Советского Союза. Столько обладателей такого высокого звания найдешь не в каждом городе, а ведь в данном случае речь об одном предприятии!
«Этот дом как Матросов…»
Скорбную память о фашистских обстрелах хранит старое здание на улице Ленинградской. «Немцы били в направлении авиазавода, а этот дом оказался на пути вражеского огня и как Матросов принял удар на себя», – говорит Елена Альбертовна. Она приметила этого свидетеля войны еще в юности – с одного бока, с первого по четвертый этаж строение было испещрено гигантскими «ранами». Позже на рытвинах появились белые заплаты штукатурки – дом словно забинтовали. Но в некоторых местах по-прежнему видны боевые «шрамы».
«Космический спортсмен»
По-своему интересен угловой дом на улице Героев Стратосферы. Он декорирован колоритными барельефами советского времени. На них красуются фигуры в стиле «рабочий и колхозница», но одно изображение явно выпадает из сюжетного ряда. Это вроде бы спортсмен с теннисной ракеткой в руках, но голова у данного персонажа …как у инопланетянина из какого-нибудь космического блокбастера. Откуда взялся этот гуманоид? Можно, конечно, пофантазировать на тему послания пришельцев из космоса, особенно если учесть, что на левом берегу как-то был замечен НЛО. Но, пожалуй, все куда проще. Видимо, первоначальное изображение пострадало от времени, и какой-то незадачливый художник кое-как подправил барельеф. В итоге получилось довольно забавно и даже интригующе…

*Эта слобода была приписана к Алексеево-Акатову монастырю, отсюда ее «церковное» наименование.

История воронежского авиазавода в начальный период Великой Отечественной нашла отражение в фильме «Особо важное задание», снятом на Мосфильме в 1980 году. Режиссером картины стал Евгений Матвеев, он же сыграл в ней одну из главных ролей. В процессе подготовки ленты использовались воспоминания сотрудников завода.

С 1933 по 1961 годы Левобережный район назывался Сталинским. Говорят, что в это время перед зданием райкома стоял бюст «отца народов». Позже скульптуру убрали, а вместо нее водрузили монументальное изображение Ильича. После «перестройки» не стало и его.

На фото: старейшее здание района – Успенский семинарский храм; старая пожарная вышка авиазавода, связанная с воронежскими ополченцами, которые участвовали в боях на Чижовке (она служила местом сбора отряда Куцыгина); дом с барельефами.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели