Влюбленный в историю
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Влюбленный в историю

30 июля 2013 / просмотров – 2176
Истфакт
Когда-то в детстве на меня произвел большое впечатление фильм «Эскадрон гусар летучих» о Денисе Давыдове. В душу запали приключения бесстрашных вояк, гусарская романтика и невероятно обаятельный образ поэта-партизана. О последнем захотелось узнать больше, и я отправилась в библиотеку. Там мне вручили книгу нашего земляка Николая Задонского со словами: «Здесь все – и личность, и война, и давыдовские партизаны». Это стремление дать максимально полную картину времени – характерная черта его прозы. Так мог писать только человек, влюбленный в историю...

Николай Алексеевич* родился 26 июля 1900 года в городе Задонск Воронежской губернии (ныне – Липецкой области). Предками будущего писателя были казаки, участники Булавинского восстания, выселенные в верховья Дона по указу Петра I. Отец вышел в купцы первой гильдии и даже занимал пост городского главы, пока не пришел революционный 1917 год. Юный Николай, за плечами которого была учеба в частной гимназии, начал самостоятельную жизнь в качестве работника типографии, а затем увлекся журналистикой. Он активно работал корреспондентом различных изданий, редактировал задонскую уездную газету «Свободный пахарь». Творческая деятельность привела его в Воронеж.

«Вердикт» Есенина

В начале 1920-х он находился «под обаянием» поэтического «Ордена имажинистов», одним из создателей которого был Есенин. Представители течения провозгласили целью творчества создание образа и считали основным выразительным средством метафору. Позже Николай Алексеевич вспоминал в своей книге «Интересные современники»: «В те времена существовала этакая мода – присоединяться к какому-нибудь литературному направлению. У нас в Воронеже были и футуристы, и акмеисты, и даже какие-то «ничевоки». Задонский, восхищавшийся поэзией Есенина и сам писавший стихи, примкнул к имажинистам.

1923 году состоялось его знакомство с поэтом-хулиганом, описанное в той же книге.  Есенин был строг: «В твоих стихах есть хорошие строчки. Но до настоящего мастерства далеко. Упорно работать нужно. И так писать стихи, чтобы они душу человеческую жгли и выворачивали… Не можешь так писать – лучше не пиши совсем!» Эти слова произвели на молодого автора огромное впечатление. Он решил, что поэзия не его стезя, и, как говорится, к лучшему. Его настоящей любовью стала историческая проза.

«Донская либерия»

Загадки прошлого Задонского волновали с самого детства, овеянного семейными преданиями и народными легендами о «булавинщине». Со временем этот интерес вылился в многолетний труд по созданию своеобразной летописи бунта 1707 – 1708 годов. Ее «предвестница» – историческая трагедия «Кондрат Булавин», рожденная в ходе кропотливой работы с архивными документами, была опубликована в 1938-м. Спустя год ее поставил театр драмы. К тому времени Задонский уже завоевал известность как интересный драматург. Его пьесы блистали на подмостках многих городов. С большим успехом шел и спектакль об атамане восставших казаков. Его играли как на основной сцене, так и на летней площадке в Первомайском саду, где возможности для массовки были шире. Дальнейшие исследования по «булавинщине» позволили автору создать историческую хронику «Донская либерия».

«Партизанский эпос»

Изучая тему, Николай Алексеевич нашел немало прежде не опубликованных документов, освещавших деятельность гетмана Мазепы. Они обрели новую жизнь в хронике «Смутная пора». Исследовательский подход, кропотливая работа с источниками, стремление передать дух времени отличают и другие произведения Николая Алексеевича. Среди них особо следует сказать об исторической хронике «Денис Давыдов», которая принесла Задонскому всесоюзную известность.

Первоначально личность гусара-поэта нашла отражение в очерке писателя «Партизаны 1812 года». В 1942-м автору пришло письмо от бойцов отряда имени Дениса Давыдова. Они прочли произведение и хотели узнать еще больше о человеке, в честь которого названо их подразделение. Этот отклик вдохновил Николая Алексеевича на новую масштабную работу. Он побывал в селе Верхняя Маза Ульяновской области, где Денис Васильевич провел последние 10 лет жизни, изучил архивы разных городов в поисках его «следов», обнаружил ранее неизвестные письма…

Этот труд заслужил признание широкой аудитории и высокую оценку ученых. Когда хроника увидела свет, военный историк Павел Жилин отметил, что Задонский «первый …раскрыл с исчерпывающей полнотой картину партизанской борьбы отряда Дениса Давыдова, ее географию и характер»

«Горы и звезды»

Еще одна знаменитая историческая хроника автора «Горы и звезды (Жизнь Н.Н. Муравьева)» погружает читателя в атмосферу тайных обществ декабристов, период николаевского царствования и затем в события времен Крымской войны. Главный герой книги – талантливый военачальник, дипломат и друг восставших на Сенатской площади Николай Муравьев. В процессе создания хроники писатель-исследователь  подробнейшим образом изучил его дневники, письма, воспоминания и нашел новые материалы. Постфактум рецензенты отмечали: «Открытие Задонским Муравьева можно с полным основанием сравнить с открытием Тыняновым Кюхельбекера». В этом произведении нет ни одного вымышленного персонажа, все строго документировано.

Подобное отношение к делу требовало недюжинных усилий. Работая над своими книгами Николай Алексеевич проводил целые дни в архивах и музеях. Кроме того, за десятилетия творческой деятельности у него скопилась богатейшая личная документальная библиотека. Это ценное собрание он передал в Госархив Воронежской области, где был создан фонд Задонского.

Ушел из жизни этот замечательный человек в 1974 году. Даже в свои последние годы он занимался любимым делом…

 

*Настоящая фамилия писателя – Коптев.

 

Николай Задонский был дружен с Андреем Платоновым и оставил о нем интересные воспоминания. Когда состоялось их знакомство, оба работали корреспондентами. По словам Задонского, Платонов в то время увлекался гидрофикацией и часто выступал в печати на эту тему. Познания Андрея Платоновича в данной области были так велики, что его даже пригласили на работу в земельные органы. Он возглавил комиссию по гидрофикации области.

 

Мемориальный кабинет Николая Задонского создан в Воронежском областном литературном музее имени Никитина. В его оформлении использованы фотографии из семейного архива Задонского, журналы и книги из библиотеки писателя, его личные вещи, в том числе письменный стол, за которым он создавал свои произведения.

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели