С одной стороны, недостаток свободных организованных машино-мест приводит к массовым нарушениям правил остановки и стоянки, что создает помехи для движения и снижает пропускную способность улично-дорожной сети. С другой, сетуют сами водители, днем в центре города невозможно припарковаться, приходится в течение часа ездить в поисках места для стоянки.
В начале 2013 года администрация города объявила о намерении решить проблему с помощью создания дополнительных 2,5 тысяч мест для стоянки автомобилей в подземных паркингах под скверами, парками и площадями. А именно под Советской площадью, перед Дворцом спорта «Юбилейный», в районе стадиона «Труд», площади И.С. Никитина (рядом с кинотеатром «Пролетарий») и другие. Проект оценили в 1,1 миллиарда рублей, однако после презентации властям не удалось найти инвесторов, желающих взяться за строительство.
Новым решением стала куда более привлекательная для застройщиков концепция платных парковок, разработанная на основе современного международного опыта и с учетом городских приоритетов, связанных с дальнейшим развитием общественного транспорта. Специально для этого была создана рабочая группа из сотрудников Госавтоинспекции МВД России, представителей городской администрации, депутатского корпуса и общественности. Задача состояла в изучении тарифов на пользование парковочными местами и методики расчета, утверждении пилотных зон платных парковок и разработке проектов организации дорожного движения в этих зонах.
Авто по осени считают
В пресс-службе мэрии Воронежа «ГЧ» сообщили, что проект еще находится в стадии разработки, так же, как и состав комиссии. Эту работу планируют закончить к марту–апрелю этого года. При этом первым пилотным проектом станет парковка на улице Кольцовская (участок от пересечения с улицей Плехановской до пересечения с улицей 9 Января), где власти планируют отработать систему платного паркинга. Правда, запустят его не раньше сентября. Подготовка к этому началась заранее: летом прошлого года для освобождения мест для парковки здесь были вырублены все деревья, прилегающие к дороге.
Информацию о наличии свободных мест на парковке можно будет получить с помощью информационных табло, паркинги оборудуют автоматами для оплаты, датчиками свободных мест, установят информационные щиты о правилах пользования.
Кто будет парковаться бесплатно?
Оплатить парковку можно будет с помощью мобильного телефона, специальных предоплаченных карт, через терминалы оплаты. Стоит отметить, что деньги не будут взиматься с инвалидов, представителей аварийных служб, пожарных, правоохранителей, карет «скорой помощи» и спасателей.
Цена вопроса в данный момент обсуждается. Ориентировочно это будет 30 – 50 рублей в час.
Что касается дальнейшего расположения будущих парковок, кроме тех, что разместятся под строящимся Центральным рынком и на Кольцовской, то наверняка оно пока не известно. Предположительно, по словам мэра Александра Гусева, они могут появиться, например, на Советской площади, у главного корпуса ВГУ, дворца спорта «Юбилейный». Кроме того, к списку добавили и улицу Кирова, 6, где, по плану, должно появиться около 300 мест для автомобилей, а также новая зеленая зона с фонтаном, беседкой, малыми архитектурными формами и деревьями.
Сложности переходного периода
Создание платных парковок, безусловно, сможет положительно повлиять на дорожную обстановку города. Однако все ли автомобилисты готовы оплачивать места для своих машин?
«Когда автомобилисты возмущаются по поводу того, что нужно платить за парковку, это соизмеримо тому, чтобы возмущаться по поводу оплаты за квартиру, где стоит твой диван, – уверен сопредседатель регионального отделения «Город и Транспорт» Михаил Аксенов. – Сейчас, в режиме бесплатных парковок, водители считают – если можно бросить свою машину бесплатно, почему бы это не сделать! В результате если ты в субботу вечером решил всей семьей выехать, например, в театр, ты будешь колесить по центру 30 минут и не факт, что припаркуешься. Я считаю, что введение платы за парковку является одним из самых экономически эффективных механизмов управления количеством автомобилей в центре города. Например, мои друзья-водители одобрительно высказываются за систему платных парковок. Кстати, я рад, что постепенно появляются организации, которые подключаются к этому проекту. Например, Центр Галереи Чижова – здесь введен платный режим для машин, и это, я считаю, очень правильно. Я надеюсь, что и другие торговые центры последуют этому примеру».
Клиент всегда прав
Действительно, в Центре Галереи Чижова с 24 февраля введен платный режим парковки. Условия пользования достаточно демократичные: стоимость места на подземном паркинге составит 30, на наземном – 40 рублей в час. Первые 15 минут стоянки для посетителей бесплатные.
«Введение платы за парковку является необходимой мерой для создания удобства посетителей и согласуется с общемировой практикой большинства торговых центров, – рассказывает директор управляющей компании Ассоциация «Галерея Чижова» Светлана Смирнова. – Система не только обеспечивает работу платного режима – главной ее задачей является учет движения автомобилей и контроль свободных мест. Эти меры позволят разгрузить парковочный комплекс и тем, кто приезжает в Торговый Центр за покупками, не придется долго искать место на паркинге».
К слову, необходимость введения платы за парковку в торговых центрах обусловлена еще и тем, что зачастую на парковочные площади претендуют не столько посетители центров, сколько работники соседних офисов. Они почему-то рассматривают паркинг ТЦ как единственно удобное и правильное место для их автомобиля. Таким же образом рассуждали и некоторые жители города, которые для более щадящего обслуживания своего автомобиля специально пригоняли его в Центр на ночь, а затем на общественном транспорте добирались домой, например, в Советский район.
В результате парковочные мощности использовались не по назначению и в ущерб интересам клиентов торгового центра. Введение оплаты позволяет значительно разгрузить паркинг, и тем, кто приезжает за покупками, а не просто оставляет машину на стоянке, не потребуется много времени для поиска свободного места.
Первые результаты
Если обратиться к мировому опыту решения проблемы бесконтрольной парковки и улучшения пропускной способности дорожной системы, мы увидим, что введение платных парковок является передовым технологическим решением эффективного использования ограниченного пространства. Подобные парковки широко используются в настоящее время в городах Европы, Северной Америке, Юго-Восточной Азии. В последние годы автоматические парковки активно возводятся в российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Краснодаре и других. Так, в Москве уже функционирует 60 таких парковок. В результате этого, как сообщает «Российская газета», количество нарушений уменьшилось на 65 %, время пребывания на парковке сократилось с 6 часов до 1 часа 20 минут, а средняя скорость движения в столице увеличилась на 9 %.
Эффективность принимаемых мер по разгрузке дорог и бесконтрольной парковке покажет время. Надеемся, что решения, которые предлагает администрация города, позволят действительно использовать все преимущества автомобиля, которые зачастую обесцениваются такими проблемами, как пробки и отсутствие парковок.