Из ремесленников в танкисты
Семен Моисеевич Кривошеин родился в 1899 году, в семье воронежского кустаря. Несмотря на скромный доход, родители постарались дать ему неплохое образование – он окончил семь классов гимназии. Юность Семена пришлась на бурное революционное время. Это сказалось на его политических взглядах. Молодой человек увлекся социалистическими идеями и вступил в партию большевиков.
Кривошеин участвовал в Гражданской войне, затем окончил курсы командного состава, а в 1931-м – Военную академию имени М.В. Фрунзе. В те годы встал вопрос оснащения войск новейшей техникой и в том числе бронетанковой. Кривошеину в числе других военных с хорошими профессиональными знаниями было поручено решать эту задачу. В 1933 – 1934 годах он служил в управлении механизации и моторизации армии, затем стал командиром механизированного полка. Вскоре ему пришлось применять свои навыки уже на поле боя.
Испанское золото и японские милитаристы
В 1936 году Семен Моисеевич отправился добровольцем в Испанию, где началась Гражданская война. Он командовал танковыми частями, участвовал в обороне Мадрида. Ему же довелось заниматься вопросом погрузки на корабли золотых слитков, которые были переправлены на хранение в Москву. Это богатство представляло собой часть испанского золотого запаса. Когда генерал Франко поднял мятеж, республиканское правительство разместило данный резерв в специально оборудованной пещере в горах у города Картахены. Но после того, как обстановка на фронтах стала угрожающей, премьер-министр Кабальеро обратился с просьбой к Сталину о разрешении вывезти золото в СССР. Впоследствии оно было израсходовано испанским правительством на обучение спецов для Народной армии, оплату работы военных советников и закупку советского оружия.
В 1938 году Кривошеина направили на Дальний Восток в качестве командира механизированной бригады. Он участвовал в боях с японскими милитаристами у озера Хасан. Но главные испытания были впереди.
В преддверии Второй мировой
В конце 1930-х Гитлер приступил к реализации своих агрессивных планов. Нацистская Германия присоединила к себе Австрию, отторгла от Чехословакии Судетскую область, оккупировала Чехию. Эти шаги во многом стали следствием политики западных держав, избравших позицию невмешательства. Более того, в 1939 году Великобритания, Франция, Германия и ее союзница Италия подписали Мюнхенское соглашение, которое, по сути, санкционировало расчленение Чехословакии. Попытки СССР сформировать в Европе «систему коллективной безопасности», путем создания договоров о взаимной помощи, успеха не имели. Британцы и французы, для которых Сталин был не лучше Гитлера, всячески затягивали переговоры. В этой напряженной обстановке между Советским Союзом и Германией был заключен пакт о ненападении, призванный по мысли вождя СССР отсрочить войну с сильным врагом. Теперь уже ни для кого не тайна, что к этому договору прилагался секретный протокол о разграничении Восточной Европы на сферы влияния. В частности, в случае «территориального переустройства» Германия не должна была претендовать на Прибалтику, Бессарабию, а также восточные регионы Польши, населенные в основном белорусами и украинцами. А с «переустройством», как оказалось, Гитлер тянуть был не намерен. 1 сентября 1939 года Германия вторглась на польскую территорию.
Брестский марш
В соответствии с достигнутыми договоренностями, немцы не претендовали на восточные районы Польши. Позже все перечеркнуло вероломное нападение Германии на СССР, но в 1939-м туда вошли советские войска во главе с командиром корпуса Василием Чуйковым. Воинский контингент должен был гарантировать безопасность этих территорий. В его составе находилась бригада под командованием Кривошеина. 21 сентября она встретилась в Бресте с немецкими частями во главе с Гудерианом, которые должны были вскоре уйти из города.* Германская сторона настаивала на торжественной передаче Бреста, чтобы использовать это как пропагандистскую акцию, подтверждающую «дружбу» стран. Позже в своих «Воспоминаниях солдата» Гудериан обозначил данное событие как «прощальный парад»**. Но Семен Моисеевич в мемуарах «Междубурье» рассказывает, что после переговоров церемонию сократили до торжественного марша немецких частей, покидающих город. Германский военачальник с этим согласился, но отдельно оговорил свое присутствие на трибуне вместе с советским комбригом во время прохода войск. Данную процедуру немцы запечатлели на пленке. Пройдет совсем немного времени и в 1941 году бойцы под командованием Кривошеина разгромят под Пропойском штаб танковой группы Гудериана (сам он, правда, сумеет тогда бежать). А Чуйков возглавит в 1942 году 62-ю армию, которая буквально на смерть будет стоять под Сталинградом…
Герой Советского Союза
В 1940 году Семен Моисеевич принимал участие в Финской кампании. Его танкисты вошли 13 марта в Выборг, ставший советской территорией.
1941-й Кривошеин встретил в чине генерал-майора. В Великую Отечественную он воевал на Центральном, Калининском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в знаменитой Курской битве и других крупных сражениях. Пережил тяжелое ранение. С 1944-го и до конца войны Семен Моисеевич (к тому времени уже генерал-лейтенант) командовал 1-м Красноградским механизированным корпусом, части которого освобождали белорусские города. Только за период с 25 июня по 25 августа 1944 года танкисты Кривошеина прошли с атаками 950 километров, освободив самостоятельно и при взаимодействии с другими войсками 1200 населенных пунктов. Особый талант комкор проявил в ходе Берлинской операции и организации уличных боев в столице Германии. За умелое руководство и проявленное при этом личное мужество ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Кривошеин руководил кафедрой тактики бронетанковых войск в академии имени М.В. Фрунзе, занимал высокие командные посты. Умер он в 1978 году. Ныне имя боевого комкора носит одна из воронежских улиц.
*Брест «возникал» в военной биографии Кривошеина трижды. В 1920-м он брал его в составе армии Тухачевского. В 1939-м принимал город от уходивших немцев, но, как известно, фашисты «вернулись» сюда в 1941-м. В 1944-м Семен Моисеевич освобождал Брест от гитлеровских захватчиков.
**В них Гудериан упоминает и Кривошеина как «танкиста, владеющего французским языком».
Боевой командир Семен Кривошеин был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степеней, Суворова 2-й степени, Красной Звезды, иностранным «Крестом Грюнвальда», медалями.
Из наградного листа Кривошеина: «В ходе боевых действий показал себя храбрым, требовательным и способным генералом. Умело руководил боевыми действиями (…), хорошо организовал взаимодействие родов войск (…), много работает над повышением дисциплины…»