Военный руководитель Октября
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Военный руководитель Октября

23 сентября 2015 / просмотров – 2650
Истфакт

В 1901 году один из выпускников престижного кадетского учебного заведения, шокировал командиров, отказавшись принимать присягу. Позже он пояснил этот шаг «органическим отвращением к военщине». Это был первый бунт известного революционного деятеля Владимира Антонова-Овсеенко, в честь которого названа улица в нашем городе. Любопытно, что после Октября 1917-го он активно участвовал в создании вооруженных сил нового образца – Рабоче-крестьянской Красной Армии…

Подпоручик-революционер
Владимир Александрович Антонов-Овсеенко* (1883 – 1938) родился в Чернигове, в семье дворянина-офицера. Когда мальчику исполнилось 11 лет, отец отправил его в Воронеж – учиться в кадетском корпусе, обладавшем репутацией кузницы армейских кадров. Юный Володя окончил это заведение в 1901 году и затем по настоянию родителя поступил в военное инженерное училище. К тому времени он уже увлекся революционными идеями, и служба в царских вооруженных силах его не вдохновляла. Вот тогда-то он и решился на скандальный отказ от присяги. После этой выходки последовал 11-дневный арест и отчисление.
Прошел год, и …молодой человек вновь оказался в военной системе. Ему удалось поступить в юнкерское училище. Казалось бы, нелогичный шаг, но позже его сын – историк и публицист Антон Антонов-Овсеенко** писал, что отец «пошел туда с единственной целью – организовать вооруженное восстание». Владимир вел там нелегальную пропагандистскую работу, которую затем продолжил в пехотному полку в Варшаве. Здесь подпоручик-революционер основал ячейку РСДРП и пытался поднять солдат на бунт, но неудачно.
Побег с каторги
В 1905-м Антонов-Овсеенко перешел на нелегальное положение, а спустя год вновь попытался поднять восстание – на этот раз среди севастопольских моряков. Это едва не стоило ему жизни: арестованного бунтовщика ждала казнь, но затем приговор заменили на 20 лет каторги. Однако революционер и не думал сдаваться. В 1907-м он совершил дерзкий побег и смог перебраться за границу, где продолжил свою деятельность. В 1917-м он вернулся на родину.
Следует отметить, что поначалу Антонов-Овсеенко разделял позиции меньшевистского крыла РСДРП. Сторонники этого течения в отличие от большевиков не отвергали союз с либеральной буржуазией и выступали против жесткой иерархии в партии. После Февральской революции Владимир Александрович примкнул к большевикам, но в сталинское время ему припомнили прошлое.
В годы братоубийственной войны
Антонов-Овсеенко стал одной из крупных фигур переломной осени 1917-го. Он участвовал в составлении плана вооруженного восстания в Петрограде, командовал захватом Зимнего дворца и арестом Временного правительства. Очевидец этих событий американский коммунист Альберт Рис Вильямс позже назвал его в своей книге*** военным руководителем Октября.
В годы Гражданской Владимир Александрович участвовал в организации Красной Армии, командовал фронтами и беспощадно боролся с теми, кто противился новой власти. С ним и с Тухачевским связывают одну из самых кровавых страниц того времени – жестокое подавление «крестьянской войны» на Тамбовщине. Об этом много писали в постперестроечные годы, когда началась переоценка событий бурной революционной эпохи. Говорилось даже об угрозах использовать удушливый газ против восставших крестьян. Однако сын Антонова-Овсеенко, работавший с Тамбовским архивом, выиграл судебный иск против издания, назвавшего его отца ответственным за это распоряжение. Антон Владимирович также отмечал, что отец неоднократно объявлял амнистию добровольно сдавшимся. При этом историк подчеркивал: «Подавление было, но и те вспарывали животы…» и советовал не забывать о том, что «жестокость была с двух сторон».
Дипломатическая миссия
После Гражданской Антонов-Овсеенко поддерживал Троцкого, у которого нарастал конфликт со Сталиным; был участником внутрипартийной левой оппозиции, выступавшей против вождистских амбиций Иосифа Виссарионовича. Последний тем временем умело инициировал кадровые перестановки. В итоге герой нашего материала оказался с дипломатической миссией в Европе. Там он работал в должности полпреда почти 10 лет, занимая этот пост в Чехословакии, Литве, Польше. В тот же период под давлением сверху он был вынужден отказаться от своих «левых симпатий».
В 1934-м Владимир Александрович был назначен прокурором РСФСР – как раз, когда начались сталинские репрессии. А через два года его вновь направили за рубеж – на этот раз генконсулом в Испанию. Назад он вернулся в 1937-м и почти сразу был арестован по сфабрикованным обвинениям в шпионаже и антисоветской деятельности. В 1938-м этого человека с бурной и противоречивой биографией расстреляли. Говорят, на суде он до последнего отрицал предъявленные ему «статьи». Однако реабилитировали его уже посмертно – в 1956 году.

*Настоящая фамилия – Овсеенко. Находясь на нелегальном положении, революционер не раз менял паспорта из соображений конспирации. Так появилась фамилия Антонов. Кроме того, в партийных кругах его знали под псевдонимом «Штык».
**Автор книг «Сталин без маски», «Театр Иосифа Сталина», «Враги народа», «Берия», «Именем революции», «Владимир Антонов-Овсеенко». В 1940-е неоднократно подвергался арестам, провел в лагерях более 10 лет. Был реабилитирован в 1956-м. Основатель Музея истории ГУЛАГа. Скончался в 2013 году.
*** «Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. 1917 – 1918». Есть упоминание об Антонове-Овсеенко и у американского журналиста Джона Рида в его знаменитых «Десяти днях, которые потрясли мир». Описывая подготовку захвата Зимнего, он вспоминал: «В одной из комнат сидел тонколицый, длинноволосый человек, математик и шахматист, когда-то офицер царской армии, а потом революционер и ссыльный, некто Овсеенко, по кличке Антонов».

Любопытный факт к биографии Владимира Антонова-Овсеенко добавили самарские краеведы. Осенью 1921 года он возглавлял местную губернскую комиссию помощи голодающим. В это время почти при всех школах стали действовать «питательные пункты».

В поэме «Хорошо» Маяковского есть слова: «И один из ворвавшихся, пенснишки тронув, объявил, как о чем-то простом и несложном: Я, председатель Ревовоеносовета Антонов, Временное правительство объявляю низложенным». Это об Антонове-Овсеенко, правда, поэт ошибся в должности – тот был секретарем РВК. Известно также, что в сталинское время произведение печаталось без этих строк.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Комментарии
  • 24.09. 17:54 Валерий Петров Кто он был по национальности?
  • 24.09. 18:47 Как было принято говорить во времена Российской империи, малоросс. Хотя какая разница - какой национальности человек...
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели