"Воронежская флотилия"
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

"Воронежская флотилия"

19 ноября 2013 / просмотров – 2782
Истфакт

110 лет назад начал бороздить водные просторы пароход «Принцесса Евгения Ольденбургская». Лайнер, названный в честь хозяйки знаменитого Рамонского замка, представлял собой весьма солидный образец судостроения…

Детище знаменитой компании

Его длина составляла 81, 1 метра, ширина – 11. Он мог принять на борт 290 человек. Правда, скорость судно развивало не Бог весть какую – 12 узлов в час*, но для того  времени вполне приличную.

«Принцесса» находилась в распоряжении акционеров «Русского Общества Пароходства и Торговли» (РОПиТ), главная контора которого располагалась в Одессе. Компания обеспечивала коммерческие и пассажирские рейсы на внутренних и международных морских линиях. Благодаря ее деятельности получил развитие экскурсионный туризм в Крыму и на Кавказе, а также вырос интерес к паломничеству в святые места Палестины и Афона. В 1910 году РОПиТ организовал необычную рекламную компанию по продвижению отечественной продукции на средиземноморские рынки. 135 российских фирм арендовали места для экспонирования своих товаров на пароходе «Император Николай II». Эта плавучая выставка совершила двухмесячный круиз почти по двум десяткам портовых городов и вызвала большой ажиотаж. Словом, дела общества шли весьма успешно. Известно, что интерес к акциям РОПиТ проявлял даже сам Ротшильд.

«Царь» на мели и метаморфозы «Принцессы»

Свою роль в системе РОПиТ играла «Принцесса Евгения Ольденбургская». Судно  работало на пассажирской Крымско-Кавказской линии, совершало рейсы в порты Средиземного моря. В 1911-м оно засветилось в прессе. В новогоднюю ночь у входа в пролив Дарданеллы сел на мель пароход «Царь» с 900 паломниками-мусульманами на борту. На помощь поспешила «Принцесса», следовавшая из Александрии и оказавшаяся в момент происшествия неподалеку. В итоге «Царя» удалось поднять с мели. Об этом писала популярная дореволюционная газета «Русское слово».

«Принцесса» курсировала по морям до самой Первой Мировой. Во время войны пароход был затоплен немецким крейсером «Гебен». Но история судна на этом не закончилась. Уже после революции его подняли со дна и отремонтировали. Возрожденный лайнер назвали «Чичерин» – в честь известного советского дипломата. Вторая жизнь парохода продолжалась до рокового 1941-го. 15 октября его и еще несколько судов пустили ко дну у входа в одесский порт, поскольку вывести из города их было невозможно, зато они могли преградить путь немецким кораблям…

Меж тем «Принцесса» – не единственное судно, названное в честь личности, связанной с нашим краем. Если заглянуть в «Книгу рекордов, сенсаций и примечательных событий Воронежского края» краеведа Владимира Елецких, то можно убедиться, что таких «плавсредств» немало. О представителях этой «флотилии» и пойдет наш дальнейший рассказ.

Корабль с космическими связями

В 1981 году был спущен на воду корабль «Маршал Неделин», названный в честь Героя Советского Союза, первого главкома ракетных войск стратегического назначения, уроженца Борисоглебска Митрофана Неделина. Тогда же начали формировать команду из выпускников военных училищ. Отбор был придирчивым: кандидаты должны были обладать не только отличными знаниями и высокими морально-политическими качествами, но и быть …холостяками. Это, стало быть, чтобы никакие семейно-бытовые вопросы не отвлекали от служебных задач. А цели перед кораблем ставились серьезные. Он должен был поддерживать связь с разведывательными и навигационными спутниками и орбитальными комплексами в космосе.

В 1985 году «Маршал Неделин» обеспечивал сложнейший полет Владимира Джанибекова и Виктора Савиных на корабле «Союз Т-13» к станции «Салют-7», который был совершен, чтобы восстановить ее работоспособность. Спустя год сопровождал полет Леонида Кизима и Владимира Соловьева на «Союзе Т-15», осуществивших уникальную операцию по переносу оборудования с «Салюта-7» на станцию «Мир». Не раз корабль участвовал в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет. За время эксплуатации судно прошло со своим экипажем 185 872 мили. Завершилась его славная история в смутные 1990-е. Из-за нехватки средств на ремонт «Неделина» сначала вывели из флота в резерв, а потом и вовсе продали в Индию на металлолом…

Мечта туриста

Двадцатью годами раньше, чем построили корабль «Маршал Неделин», был спущен на воду теплоход «Н.Г. Славянов», получивший имя в честь нашего земляка – ученого, изобретателя электросварки. Двухпалубный красавец предназначался для речных круизов. Отсюда соответствующая инфраструктура – музыкальный, читальный салоны, ресторан на 72 посадочных места, бар, медпункт, гладильня, теннисный стол, открытые бортовые веранды для прогулок. Он до сих пор совершает плавания, правда, называется уже иначе. В 2011-м – в год 110-летия основателя Государственного академического центрального театра кукол ему присвоили имя «Сергей Образцов». За счет шефства театра над судном расширилась культурно-развлекательная программа для туристов. На борту стали давать спектакли и мастер-классы по изготовлению кукол. Все это, конечно, замечательно, но обидно за  Славянова. Раз уж было принято решение увековечить имя выдающегося ученого в названии теплохода, как-то неправильно отказываться от этой идеи…

Кольцовская триада

Сразу три судна получили свои имена в честь поэта Алексея Кольцова – буксир, пароход и большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ).

Первый являлся штатной единицей Волжской военной флотилии в годы Гражданской войны и участвовал в борьбе с Колчаком и Деникиным. Можно сказать, этот транспорт стал первым в стране авианосцем – на буксируемые им баржи устанавливались аэропланы, которые таким образом переправлялись ближе к линии фронта.

Пароход «А.В. Кольцов» был назван так в 1919 году, но само судно ходило по Волге с 1859-го под разными именами. Он пережил две войны – Гражданскую и Великую Отечественную и был списан в 1957-м.

БМРТ «Кольцов» 1959 года постройки ходил в дальние рейсы в Антарктику – для ловли нототении, креветки криль и ледяной рыбы. Брикеты с замороженными дарами океана использовались в спецхозах, которые занимались откормом молодых бычков. Этот траулер нес вахту вплоть до 1985 года**.

  *Один узел равен 1,852 километра в час или 0, 514 метра в секунду.

**Подробнее о буксире, пароходе и БМРТ можно узнать в книге Владимира Елецких «Для памяти минувших дней. А.В. Кольцов».

Заграничное плавание на пароходе «Принцесса Евгения Ольденбургская» в свое время совершил художник-авангардист Владимир Татлин (1885 – 1953). Тогда он был начинающим живописцем и нанялся на судно в качестве юнги – чтобы заработать и заодно набраться впечатлений. На полученные деньги Татлин уехал в Москву, где учился у известных художников.

 

В честь нашего города назван атомный подводный ракетоносный крейсер, созданный по проекту 949А «Антей». К-119 «Воронеж» несет боевое дежурство в составе Северного флота ВМФ России.

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели