Воронежская вотчина «железного Феликса»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Воронежская вотчина «железного Феликса»

8 декабря 2011 / просмотров – 4906
Истфакт
В одном из прошлых номеров «ГЧ» вышла статья, посвященная бывшему Странноприимному дому, расположенному в историческом центре Воронежа. Об этом необычном здании нам рассказала краевед-любитель Ольга Рудева, которая разработала множество увлекательных экскурсионных маршрутов по городу. Материал нашел живой отклик, и мы решили продолжить познавательные прогулки с Ольгой. На этот раз мы узнали немало любопытного о воронежских домах, связанных с историей ведомства, основанного «железным Феликсом».
До революции главной архитектурной доминантой нашего города был Митрофановский монастырь. К нему лучами сходились старинные улицы. Колокольня обители представляла собой самое высокое городское сооружение. А вокруг кафедрального Благовещенского собора, входившего в монастырский комплекс, концентрировалась вся духовная жизнь Воронежской епархии. Но после бурных событий 1917 года приоритеты изменились. Религия подверглась гонениям, а исторический центр Воронежа облюбовали чекисты. Присутствие борцов с контрреволюцией неподалеку от монастыря, по мысли новой власти, должно было служить противовесом его влиянию. Со временем и улицы в центральной части города получили соответствующие наименования – в честь комиссара по делам печати, пропаганды и агитации, убитого эсером в 1918 году Володарского; основателя Всероссийской Чрезвычайной Комиссии – Дзержинского; видного советского партийного и государственного деятеля Оржоникидзе.

Тайна «терема» на улице Дзержинского
Воронежская Губернская ЧК, созданная летом 1918 года, не сразу определилась с адресом. Некоторое время она обитала в одном из несохранившихся домов в начале современной Плехановской. В 1919-м – в здании, что находилось на месте нынешнего Госархива (в Гражданскую войну оно сгорело). Затем, по воспоминаниям краеведа Владимира Петровского (1898 – 1980 годы), ГубЧК размещалась в домах на пересечении теперешних улиц Дзержинского и Володарского. Позже чекисты меняли дислокацию еще не раз… Мрачную тайну, связанную с тем периодом, хранит здание, похожее на терем, расположенное по адресу – Дзержинского, 16. Построенное еще до революции по проекту архитектора Замятнина, оно сильно пострадало в Гражданку, но было восстановлено в 1920-е и дополнено пристройкой в том же духе. Дом просто загляденье! Между тем, в 1919 году, по данным Петровского, в этом месте погибло немало людей. Здесь, во дворе у кирпичной стены курсанты пулеметных курсов расстреливали офицеров царской армии и бывших дворян.

Здание цвета стали
ЧК претерпела не одну реорганизацию, пока в 1930-е не было создано Главное управление госбезопасности, вошедшее в структуру НКВД. Задачей ГУГБ было пресечение шпионажа, контрреволюционной деятельности, диверсий и вредительства. Для местного подразделения столь серьезного ведомства было выстроено особое здание в стиле популярного тогда конструктивизма. Здесь нашли выражение все основные черты этого архитектурного направления – торжественная простота, декор в виде параллельно-перпендикулярных линий, наличие закругленного элемента. Ныне оно всем известно как «серый дом» (Володарского, 39). Стальной оттенок стал его своеобразным брендом. Даже, когда большую часть зданий в центре перекрасили в желтый (в народе острили по данному поводу, что Воронеж стал городом «желтых домов»), он остался неизменным. В сталинские времена во дворе величавого серого здания располагалась внутренняя тюрьма УНКВД. В период разгула репрессий это место внушало трепет воронежцам.

Дом «особого режима»
Одновременно со штабом воронежского УНКВД было возведена жилая пятиэтажка для сотрудников ведомства. Старожилы ее называют «Дом работников НКВД» или попросту «семидесяткой», поскольку она расположилась под номером 70. Это здание тоже соорудили в конструктивистском духе, но после войны оно обрело более парадный классический вид, благодаря башне, увенчавшей его угловую часть.
Сейчас мы запросто попали на придомовую территорию, но в 1930-е такой номер бы не прошел. У входа в угловой подъезд сидел дежурный с наганом, которому местные обитатели предъявляли документы сотрудника УНКВД. А во дворе, наглухо закрытом для посторонних, находилась вся необходимая жильцам инфраструктура: детсад, санчасть, магазин. Да что там! Здесь даже своя тюрьма имелась! «Предвариловка» – что-то вроде филиала внутренней тюрьмы УНКВД. Говорят, когда после войны дом реконструировали, это сооружение использовалось как временное жилище. Позже его разрушили, но остатки фундамента во дворе видны до сих пор.

Загадочные пустоты
Впрочем, после войны людям, где только жить не приходилось. Но шло время, изувеченные здания обретали новую жизнь. Воронежские «сталинки» в ходе восстановления подчас подвергались своеобразной перепланировке – от квартир «отщипывали» по кусочку и получались пусть и небольшие, но отдельные апартаменты. Видимо, нечто подобное было и в доме, расположенном по Плехановской, 4, где тоже когда-то обитали сотрудники НКВД. Это классическая «сталинка» с красивыми лестничными маршами, спиралью убегающими вверх. Говорят, здесь даже собирались сделать лифт, но что-то помешало. В 1970-е жильцы «вычислили» в здании загадочные пустоты. Выйдешь в подъезд – видны скошенные углы, а квартиры внутри прямоугольные. Кто-то сообразил: пропадает неиспользованное пространство! Продолбили дырку – точно. Правда, места с гулькин нос, однако не пропадать же ему зря? В итоге жильцы «отвоевали» у дома оригинальные треугольные альковы. Особого функционального значения они не имеют по причине малых размеров, но сердце греют.
В перспективе мы планируем совершить еще не одно путешествие по городу с Ольгой Рудевой. Новая порция городских секретов прилагается!
Мечта из голодного детства. До революции целый квартал между современными улицами Кости Стрелюка и Оржоникидзе занимало Воронежское епархиальное женское училище. При новой власти его закрыли, а нехитрый скарб работники разобрали по домам. В этом училище преподавала музыку родственница соседа нашего гида Ольги Рудевой. По его словам, женщине достались тарелки с аббревиатурой учреждения «ВЕЖУ». В голодные годы ее детишки, поедая с этих тарелок пустую кашу, расшифровывали «ВЕЖУ» на свой лад: «Всегда Есть Жареную Утку!»
«Чекистское прошлое» ТЮЗа. Воронежские старожилы помнят клуб чекистов имени Ф.Э. Дзержинского. Его здание до сих пор стоит на одноименной улице. Соорудили клуб в 1930-е годы. Разрушенный в войну, он был затем восстановлен и вновь открыт. В 1959 году здание передали в ведение областного управления культуры, а в начале 1960-х здесь начал давать спектакли театр юного зрителя.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели