"Воронежские горы". Как отразились особенности ландшафта в названиях наших улиц?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

"Воронежские горы". Как отразились особенности ландшафта в названиях наших улиц?

25 марта 2015 / просмотров – 5295
Истфакт

Гора, бугор, лог, – до революции у нас было больше трех десятков улиц и топонимов, в названии которых присутствовали эти слова. Конечно, появились такие наименования неслучайно…

«Город оригинален, на каждом месте вид»
«Как известно, наши предки основали крепость на правобережных холмах, – говорит собеседник «ГЧ» историк Владимир Размустов, – постепенно город разрастался, менялся его облик, в ходе застройки выравнивались улицы. Но крутых подъемов и спусков хватает и сейчас. В разное время эту характерную черту воронежского пейзажа отмечали многие знаменитые приезжие».
Одним из таких внимательных гостей был Василий Жуковский. В 1837 году он зарисовал живописную панораму с Острожного бугра (район современной Авиационной улицы) и сделал запись в дневнике: «Город оригинален, на каждом месте вид». К слову, дореволюционное название Авиационной – Касаткина гора (по фамилии одной из домовладелиц). Кроме того, очевидно, что в нем нашла отражение особенность ландшафта.
Еще одна гостья – Анна Ахматова упомянула склоны в стихотворении «Воронеж», посвященном Осипу Мандельштаму. Оно было написано в 1936-м – под впечатлением от встречи с опальным поэтом, отбывавшим в нашем городе ссылку. Сам Осип Эмильевич в 1937-м писал: «И ясная тоска меня не отпускает от молодых еще воронежских холмов к всечеловеческим в Тоскане…»
Жандармская, Семинарская, Монашкина…
Как поясняет Владимир Борисович, информацию о прежних названиях можно почерпнуть из карты Воронежа 1910 года выпуска. Из нее мы узнаем, что улица Коммунаров – в прошлом Жандармская гора. В XIX веке здесь располагались казармы и конюшни стражей порядка.
Семинарской горой именовался участок между главной городской магистралью и улицей 20-летия ВЛКСМ. Тут на пригорке находилось учебное заведение, где получали образование будущие священнослужители,* отсюда и название. В 1918 году учреждение закрыла новая власть. Тогда же было решено дать улице другое имя – в честь прозаика, автора антиклерикальных «Очерков бурсы» Николая Помяловского. Та же участь постигла Монашкину гору,** где до революции находилась усадьба, принадлежавшая Покровскому Девичьему монастырю. В 1920-е обитель разорили, а улицу назвали в честь Надежды Крупской.
Мясная, Чернавская, Гнидкина…
На месте Воронежского концертного зала была Мясная гора (в свое время в этом районе находились торговые ряды). Возвышенность вблизи Покровской церкви тоже величали горой – одноименной с храмом.
Часть улицы Кости Стрелюка при царе называли Тобиной горой – по фамилии доктора, который жил поблизости. А в начале улицы Володарского была Попова гора – в честь воронежского купца.
Были у нас Селиванова гора (улица Бестужева), Чернавская (Степана Разина), Терновая и Гнидкина (близ Тернового кладбища), Зуева (район Чижовки), Кожуркин и Аксенов бугры (там же), и этот перечень можно продолжать еще долго. В названиях находили отражение особенности пейзажа, фамилии крупных домовладельцев, близость к знаковым объектам…
Улица-памятник
Особенная часть Воронежа – Базарная гора, сохранившая следы «концентричной» планировки, существовавшей в середине XVIII века. В то время несколько улиц опоясывали городской центр кольцами. Она была частью одного из них, имела нагорное продолжение и наверху подходила к большому рынку, чем, видимо, обязана своим названием. Краеведы называют ее топонимическим памятником прошлого.
По-своему интересна Гора металлистов – она тоже хранит память о старинной планировке. Правда, в конце XVIII века строители ее немного «выпрямили». До революции улицу величали Соборная гора, поскольку рядом находился ныне утраченный Благовещенский храм. Новое пролетарское имя она получила в 1928 году – в честь профсоюза работников металлургии.***
Обиталище мастеров
Многие считают, что название улицы Ремесленная гора уходит вглубь веков. Это не так. Оно появилось в 1920-е, когда здесь проживали скорняки, сапожники, портные и другие мастера. А до революции эту часть города именовали Кудиновой горой**** – вероятно, по фамилии одного из домовладельцев. С этой улицей связаны семейные воспоминания нашего собеседника. «В 1930 годы здесь выделяли землю воронежцам для самостоятельного решения жилищного вопроса, – рассказывает он, – мой дед как профсоюзный активист тоже получил участок и поставил тут свой дом». Воздвигать жилье на холмистой местности было не просто. Видимо, существовали особые способы строительства. Владимир Борисович отмечает крутые спуски и подъемы улицы: «С детства запомнилось: когда дед общался с соседом через забор, ноги одного находились на уровне головы другого…»
Стрелецкий лоск
Где холмы, там и низины. А потому распространенным топонимом был лог (широкий и длинный овраг). На старой карте представлены различные вариации – Граничный лог (в народе его называли Грачиным), Тихвинский, Зубов… Ныне это улицы Кавалерийская, Коперника, Рабочего класса.
Любопытен термин «лоск». Мы привыкли, что он употребляется в значении «внешний блеск», но в данном случае речь не об этом. Это старинное название лощин и оврагов. Между прочим, так до революции у нас именовали исток Большой Стрелецкой, а нынешняя Выборгская улица прежде была Лосковой.
Откуда стоит взглянуть на окрестности?
«С холмов открываются прекрасные виды, но, к сожалению, оборудованных смотровых площадок у нас единицы», – говорит Владимир Борисович. Он убежден, что их наличие дало бы Воронежу дополнительные «бонусы» в плане развития туризма, да и сами горожане с удовольствием посещали бы такие места.
Особенно живописная панорама открывается с Бархатного бугра. Интересно и название этой улицы, происхождение которого уходит в далекое прошлое. По одной из версий, летом холм покрывался густой травой и выглядел словно бархатный. Есть и другое объяснение: возможно, топоним происходит от старорусского слова «бархот», что означало связку бревен, деревянный венец в избе.

*Сейчас в здании, в котором до революции размещалась духовная семинария, располагается монтажный техникум.
**В губернском Воронеже была еще одна Монашкина гора – в районе Чижовки. При советской власти улицу переименовали в Песчаную гору.
***В 1920-е на ее территории размещалось жилищное товарищество «Металлист». Отсюда – идея нового названия.
****На некоторых дореволюционных картах и планах встречается название Колдаевская гора.

Одна из самых старых улиц Придачи носила название Ежова гора (по фамилии крупного домовладельца). После революции ее переименовали в Пионерскую гору, а затем дали имя в честь поэта Жуковского.

Не остался равнодушным к воронежским холмам поэт Иван Никитин. В его стихотворении «Воспоминания о детстве» есть такие строки: «С какой-то тайною отрадой глядел я на лазурь небес, на даль туманную и лес с его приветливой прохладой, на цепь курганов и холмов…»

Фотографии Александра Томилина и из архива Владимира Размустова.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели