Воронежский педагогический "десант". Из истории покорения целины
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Воронежский педагогический "десант". Из истории покорения целины

12 марта 2014 / просмотров – 2487
Истфакт

60 лет назад в СССР развернулась грандиозная кампания по освоению целинных земель Казахстана, Поволжья, Алтайского края и Урала. В ней приняли участие тысячи молодых людей из разных уголков страны. Среди воронежцев, отправившихся в далекие края, был 22-летний педагог, а ныне – профессор, советник при ректорате ВГПУ Вячеслав Подколзин. Он поделился с «ГЧ» своими воспоминаниями.

 

За 3000 тысячи километров от родного города

К 1961 году были распаханы миллионы кубометров земли. Тогда Никита Хрущев объявил лозунг «культурного освоения целины» и из Воронежа двинулись в путь выпускники пединститута. Вчерашним студентам предстояло трудиться в отдаленных регионах страны, где требовались учительские кадры. Так, педагогический «десант», в составе которого был наш собеседник, оказался на алтайской земле.

Ребят направили в Ребрихинский район – более чем за 3000 километров от родного города. Поселок, в который приехали юные учителя, образовался незадолго до этого. Здесь функционировали строительно-монтажное управление, автохозяйство и маленький кирпичный заводик. На лобном месте красовалась свежевыстроенная школа. Вот, собственно, и вся инфраструктура, имевшаяся там к приезду воронежцев. 

Конечно, условия жизни на целине были еще те. Воду брали из колонки за километр от дома, а первым приобретением новоселов стали кирзовые сапоги – в другой обуви по местному бездорожью было просто невозможно передвигаться. Впрочем, на бытовые трудности внимания никто не обращал. Молодые люди были полны энтузиазма.

Школа-достопримечательность

Меж тем, учебный год начался при необычных обстоятельствах. Школа-новостройка была просто загляденье, но классы оказались …пустыми – ни парт, ни стульев. Пришлось обращаться к местным жителям с просьбой выделить на первое время хоть какую-нибудь мебель. Потом проблему разрешило краевое управление образования. Активно помогал учителям и родной пединститут – из Воронежа регулярно приходили посылки с книгами и методическими пособиями. А в школе вовсю бурлила жизнь…

«Каждый из нас не только вел уроки, но и пытался чем-то увлечь учащихся, – рассказывает Вячеслав Подколзин, – физик организовал фотокружок, одна из учительниц занималась с детьми танцами. Школьники посещали драмтеатр в Новосибирске, и это было настоящее приключенье. Путь туда был неблизкий, поэтому коллеги договаривались с администрацией театра о ночевке. В итоге наших ребят размещали на отдых в репетиционных залах…» Сам Вячеслав Витальевич – педагог-географ и спортсмен, альпинист – ходил с ребятами в походы, вел баскетбольную секцию.

Вскоре школа стала настоящей достопримечательностью целинного края. Молодые новаторы вывели ее на передовые позиции. Учащиеся показывали высокую успеваемость, побеждали в спортивных соревнованиях и конкурсах художественной самодеятельности.

Молодежный – звучит гордо!

При этом надо отметить, что педагоги трудились в особенной этнической ситуации. В школе училось достаточно много детей из семей поволжских немцев, выселенных на Алтай в годы войны. Немало было в классах ребят-казахов. «Нужно было работать, учитывая культурные традиции этих народов, – поясняет Вячеслав Витальевич, – мы хорошо ладили, все чувствовали себя единой сплоченной командой».

Товарищеская атмосфера, царящая в учебном заведении, увлекла и взрослых жителей поселка. Для молодых строителей была организована вечерняя школа. Зачастую они приходили сюда еще до начала занятий – поиграть в баскетбол, поучаствовать в различных мероприятиях, пообщаться с учителями, которые были почти их ровесниками. Словом, с появлением «педагогического десанта» жизнь в поселке стала насыщенна яркими событиями.

Воронежцы проработали здесь около трех лет. Этот почин был своеобразно увековечен на алтайской земле. До приезда  педагогов поселок-новостройка не имел имени. А когда школа зазвучала далеко за его пределами, населенный пункт решили назвать Молодежным – в честь молодых энтузиастов-учителей из нашего города.

 

На родине космонавта № 2

Работая в целинной школе, Вячеслав Подколзин возил своих воспитанников на родину космонавта Германа Титова – в село Полковниково Косихинского района.

«Мы ехали на поезде через Барнаул до станции Налобиха, – рассказывает Вячеслав Витальевич, – а оттуда около 9 километров шли на лыжах до Полковниково. Там мы видели дом, в котором родился будущий космонавт, общались с его отцом Степаном Павловичем – очень интересным человеком, влюбленным в русскую классику. Он даже детей назвал в честь героев пушкинских произведений – Германом и Земфирой…

Степан Павлович много говорил о сыне, отмечал его настойчивость. К примеру, упоминал, что в юные годы Герман ходил на занятия пешком за много километров, поскольку в Полковниково была только начальная школа.

Рассказывал отец Титова и о том, как семья узнала о знаменитом полете сына.

О том, что Герман в отряде космонавтов родители могли только догадываться. Об особенностях своей службы он говорил лишь намеками. Но семья понимала, что сын готовится к ответственному заданию. А потом в селе появился молодой человек, который представился приятелем Германа. По его словам, Титов рекомендовал ему Полковниково как место для отличной рыбалки. Но, глядя, как тот обращается со снастями, Степан Павлович понял – парень явно не рыбак. Позже выяснилось, что это был журналист, приехавший собирать информацию для статьи…

Когда полет состоялся, за родителями космонавта № 2 прислали …самолет У-2 (такие бипланы могли совершать посадку на неподготовленных площадках). На нем Титовых отправили в Барнаул – по магазинам,
приодеться. Степан Павлович говорил – они с женой тогда очень переживали, что не смогут за все заплатить. Но сопровождающие их успокоили: «Ваши деньги не понадобятся». Позже им построили и новый дом. А в прежнем разместилась деревенская баня…»

Из досье «ГЧ». Вячеслав Подколзин родился в 1939 году, в семье учителей. Выпускник ВГПИ. В 1971 году защитил диссертацию, работал в научно-исследовательском экономическом институте ВГУ. В 1976-м был приглашен в ВГПИ и прошел путь от старшего преподавателя до ректора вуза. Возглавлял пединститут (ныне ВГПУ) с 1989 по 2009 годы.

300 лет на благо образования. Вячеслав Витальевич – представитель педагогической династии. Почти все его близкие связали свою судьбу с системой образования. Общий педагогический стаж семьи Подколзиных составляет 300 лет!

Поздравляем с юбилеем!

12 марта Вячеслав Подколзин отмечает 75-й день рождения. Редакция «ГЧ» сердечно поздравляет Вячеслава Витальевича с юбилеем, желает ему счастья, здоровья и благополучия! Пусть его педагогическое мастерство и постоянный творческий поиск служат примером и источником вдохновения для его многочисленных учеников в разных уголках страны!

Фото Александра Томилина и из личного архива Вячеслава Подколзина.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели