Воскресшие в терновнике
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Воскресшие в терновнике

29 августа 2012 / просмотров – 2980
Истфакт
История старинного погоста 26 августа исполнилось 200 лет со дня знаменитой Бородинской битвы, заложившей основу побед русского оружия в войне 1812 года. В Воронеже есть особое место, связанное с этой эпохальной войной.
Речь – о Терновом некрополе, где нашли свой последний приют три участника сражений с наполеоновской армией. Вспомним их.

Герои первой Отечественной
Генерал-майор Дмитрий Халютин – артиллерийский офицер, в послужном списке которого более 20 битв, участник триумфального взятия Парижа в марте 1814-го. В Воронеж уроженец Смоленщины – Халютин прибыл в 1833-м, получив назначение в Комиссариатское депо, ведавшее вопросами снабжения армии. Позже он это учреждение возглавил. Долгое время по фамилии боевого генерала горожане называли улицу, прилегающую к его особняку (современную Батуринскую).
Полковник Яков Старков – уроженец Воронежа, начавший службу в армии как простой рядовой. Он бил французов еще в 1799-м, участвуя в знаменитом Итальянском походе Суворова. Позже Старков был адъютантом Багратиона, сражался под Аустерлицем. В его же послужном списке – боевые операции в ходе победоносных заграничных походов русской армии, война с персами. На склоне лет полковник написал мемуары «Рассказы старого воина».
Капитан Иван Мягков – воронежец, участник кампаний 1805 – 1807 годов, герой сражений под Бородино, Дрезденом и «Битвы народов» под Лейпцигом. Он был в боевом строю до1822-го, пока его не отправили в отставку по болезни.
Сегодня эти фамилии на слуху. Не канули в безвестность и имена других наших предков, погребенных на старинном погосте. Но все могло быть иначе, ведь перед Терновым некрополем не единожды вставала угроза полного уничтожения.

По ком звонил колокол?
Это кладбище, расположенное между улицами Дзиньковского и Мало-Терновой, является старейшим из сохранившихся в Воронеже. Его история началась еще в XVIII веке. Здесь упокоились многие поколения горожан самых разных чинов и занятий. Как говорят старожилы: «На Терновом погребены целые династии».
Почти столетие над старинным погостом слышался звон церковных колоколов. В 1838 году на его краю вырос храм Сошествия Святого Духа, возведенный по проекту зодчего Соколова (самого его позже похоронили тут же). Эту церковь закрыли в начале 1930-х. На месте уничтоженной колокольни построили школу (ныне – МБОУ СОШ № 16). В полуразрушенном культовом сооружении размещались склады, жили рабочие. Одно время у новой власти была «романтичная» идея открыть в бывшей церкви планетарий. Но кончилось все просто и цинично – в 1960 годы ее разобрали на стройматериалы. Еще раньше началось разорение некрополя.

«В этой земле – мои предки»
Когда-то название ему дал терновник, что рос тут в изобилии испокон веку. Судьба у этого кладбища тоже увита «терновым венцом». Власти закрыли его еще в 1920 годы, но местные жители продолжали хоронить близких на «родовом погосте» даже в 1950-е.
Рассказывает коренная жительница Воронежа, одна из энтузиасток благого дела сохранения старинного некрополя Татьяна Комаричева: «В этой земле лежат все мои предки. Во времена моего детства кладбище окружала красная кирпичная ограда, а территория погоста была очень ухоженной. Весной цвел терн, распускалась сирень. В такие моменты пробуждения природы особенно было жаль умирающую церквушку. Просто сердце сжималось – до того она выглядела беззащитной… С каждым годом приходило в упадок и кладбище. В 1950-е потихоньку стали вытаскивать памятники, выворачивать надгробия, – варвары, иначе не назовешь. В 1960-х забетонировали склепы. Они находились рядом с церковью. Там частенько играли наши мальчишки. Ребята говорили, что от храма к реке ведет подземный ход…»
Со временем от ограды некрополя ничего не осталось. Территория была захламлена и перекопана (через кладбище тянули коммуникации). А в начале 1990-х погост едва не отдали под частную застройку. От окончательного разорения его спасли неравнодушные люди, усилиями которых он был взят под охрану государства.

На пути к возрождению
Тревогу забили краеведы, и в первую очередь – Павел Попов, поднявший вопрос о старинном погосте в СМИ. Со своей стороны за спасение кладбища взялись энтузиасты из 16-й школы. Ребята под руководством учителя истории Сергея Ноговицына расчистили сохранившиеся надгробия, убрали мусор, взялись за благоустройство территории. С тех пор школа держит шефство над этим уникальным уголком Воронежа и играет большую роль в его восстановлении. Не случайно, руководителем Координационного Совета по спасению и воссозданию памятника истории и культуры «Терновое кладбище» стала заместитель директора учебного заведения Наталья Лавлинская. По ее словам, в судьбе некрополя принимают деятельное участие различные общественные организации. Многие годы заботится о погосте Воронежское Губернское Дворянское собрание. По инициативе его представителей на погосте была создана «военная аллея», совершаются панихиды в День Бородинской битвы, был создан вышеупомянутый Координационный Совет, привлечены к уборке территории учащиеся кадетского корпуса и института ФСИН.
Деятельность по благоустройству некрополя продолжается. Решается вопрос о создании мемориала, призванного увековечить память защитников Отечества, погребенных здесь. Но работы по-прежнему много. Возрождение старинного уголка, долгие годы находившегося в запустении, требует больших усилий и серьезных финансовых вливаний.
Праправнучка генерала Халютина:
«В нашей семье всегда хранилась память о корнях»
Прямые потомки Дмитрия Ивановича Халютина проживают в Липецке. С помощью энтузиастки изучения родного края Татьяны Комаричевой мы связались с праправнучкой героя войны 1812 года Капитолиной Халютиной. Капитолина Кирилловна нам рассказала, как ее семья оказалась на липецкой земле. Оказывается, ее дедушка Владимир Васильевич – внук боевого генерала Халютина попал под каток братоубийственной Гражданской войны. В 1920 году на волне преследования дворян он подвергся аресту и так и сгинул безвозвратно. Потомки до сих пор не знают, где покоится его прах.
В том же 1920-м супруга Владимира Васильевича и бабушка Капитолины Кирилловны взяла девятерых детей и отправилась к сестре в Липецк. А жена Владимира Халютина Татьяна Аполлоновна, между прочим, принадлежала к весьма знатному роду Волконских!
По словам Капитолины Кирилловны в ее семье всегда хранилась память о предках. Поддерживает она связь и с Воронежем. Тем более что в нашем городе проживают ее троюродные братья.
Своеобразную летопись Тернового некрополя ведут ученики МБОУ СОШ № 16, здание которой соседствует с погостом. В школе действует музей, где хранятся уникальные старые снимки и сосредоточен материал по истории кладбища. Эти данные стали базой для дальнейших исследований. В свет вышел мартиролог, подготовленный Александром Юрасовым. В нем содержится информация о 200 воронежцах, упокоившихся на этом погосте. В ближайшее время будет издан новый, более полный мартиролог под редакцией Александра Акиньшина, в котором уже 500 имен.
Новые данные о людях, захороненных на кладбище, появляются постоянно. Порой, их «возвращает» живым сама земля. Буквально, в нынешнем мае, во время закладки Аллеи памяти на территории школьного стадиона, было обнаружено надгробие… Спортивная площадка учебного заведения заняла часть погоста еще в богоборческие времена. Школа ратует за проведение работ по подъему и исторической экспертизе могильных плит, которые в свое время оказались под землей.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели