Все для фронта. Как изменила жизнь воронежцев Первая мировая война?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Все для фронта. Как изменила жизнь воронежцев Первая мировая война?

4 июня 2014 / просмотров – 4914
Истфакт

В каких зданиях размещались госпитали для раненых? Почему в 1916 году резко вырос спрос …на лапти? Какие заводы выпускали боеприпасы? Это и не только можно было узнать, побывав на краеведческой экскурсии, которая состоялась в минувшую субботу. 

Ее провел представитель Воронежского Русского военно-исторического общества Евгений Киселев. Маршрут охватил три пункта, по-разному связанные с событиями времен Первой мировой. Экскурсия началась у памятника Платонову (писатель в свое время работал на военном предприятии). Далее путь лежал в парк «Орленок» (в прошлом – кадетский плац). А завершился поход на территории бывшего и ныне утраченного завода Столля (того самого, что в советское время носил имя Ленина). И на каждой остановке участников мероприятия ждал рассказ о городе в одну из самых драматичных эпох мировой истории. Вот только несколько фактов, которые мы почерпнули во время этой интересной экскурсии.
Губерния под ударом
Как известно, боевые действия в Воронежской губернии не велись, но тяжелое «дыхание» войны ощущалось повсюду.
Она беспощадно ударила по жителям края. Почти половина мужского населения была призвана на фронт. Многие с полей сражений уже не вернулись.
Резко упал жизненный уровень. Не хватало продуктов питания. Отчасти это происходило из-за того, что после нескольких волн мобилизации на селе почти не осталось рабочих рук. Отчасти – из-за переориентации экономики на военные нужды и организационных перипетий, связанных со снабжением.
Лапоть и экология
Между тем, не хватало не только продовольствия. Например, к 1916 году в 5 раз взлетели цены на обувь. Кожа ведь стратегическое сырье, ее использовали для производства снаряжения. Справиться с дефицитом простым жителям помогал старый, добрый лапоть. Пресса в то время сообщала, что спрос на такую кустарную обувку вырос настолько, что властям пора озаботиться сохранением липовых лесов.
«Рецепт» от принца
Ощущался острый недостаток в медикаментах. Дело в том, что ранее их большую часть ввозили из-за рубежа, но в войну поставки прекратились. Тогда принц Александр Ольденбургский, который курировал работу санитарной и эвакуационной частей, даже пошел на неординарный шаг – он призвал население массово заняться сбором целительных растений.
Дом для раненых бойцов
Необходимость в лекарствах резко возросла с появлением в городе раненых. Уже в октябре 1914 года начальник гарнизона докладывал губернатору о 743 бойцах, находившихся в Воронеже на излечении, и солдаты продолжали прибывать. В медучреждениях не хватало мест. Тогда различные строения стали переоборудовать под госпитали. Один из них размещался в здании, известном сейчас как Дом офицеров. А в то время здесь была Мариинская женская гимназия. Ее строение как нельзя лучше подошло для раненых. По широким коридорам их было удобно транспортировать на носилках; в комнатах с высокими потолками было много воздуха…
Воронежцы собирали средства на медпомощь. Благодаря этому, к 1915 году в губернии действовало уже 75 госпиталей, организованных на общественные деньги. Они могли вместить почти 6000 пациентов.
Жилищный вопрос
В городе появились беженцы. Уже в первые два военных года их было столько, что население Воронежа увеличилось более чем вдвое (с 80 000 до 170 000).*
Приток переселенцев резко повысил спрос на жилье. К сожалению, находились недобросовестные хозяева, которые этим пользовались. Дело в том, что в губернии действовал запрет на увеличение квартирной платы в военное время. Кроме того, владельцы домов не имели права требовать деньги с семей, воюющих на фронте, более чем за месяц, а с остальных – более чем за три месяца вперед. Но бывало, что жадные до наживы люди стремились «выжить» из съемных квартир постояльцев, которые пользовались особой льготой. Взамен им было выгоднее пустить переселенцев, готовых платить больше, потому как деваться им было некуда.
Военное прошлое «Орленка» и не только
Причастен к военной истории парк «Орленок». До революции здесь находился плац Михайловского кадетского корпуса,** выпускники которого участвовали во всех крупных боевых действиях, которая вела Россия во второй половине XIX – начале XX веков. В период Первой мировой в корпусе обучалось 500 кадетов.
Отметим и то, что до 1914 года в губернии находились значительные воинские силы. Эти части были передислоцированы с западных границ империи в 1910-м, когда по Центральной России прокатились крестьянские бунты. С началом Первой мировой данные подразделения отправились на фронт в Польшу. Затем были сформированы 233-й Старобельский и 234-й Богучарский полки, которые убыли в Варшаву. Кроме того, в губернии были созданы 24 дружины ополченцев.
Оборонный комплекс
Первая мировая по-новому расставила приоритеты промышленности. Ее главной задачей стало снабжение армии всем необходимым. К февралю 1917 года в Воронеже было уже десять предприятий, работающих на оборону: четыре промышленных и шесть пищевых. Наиболее значительную роль в этой «обойме» играл Трубочный завод, размещавшийся в здании, где в советское время находился жиркомбинат (ныне оно утрачено). В войну здесь выпускали взрыватели для шрапнельных снарядов, которые тогда называли «дистанционными трубками». В 1917 году на предприятии трудилось 2435 человек – своеобразный рекорд для Воронежа того времени. На втором месте «по кадрам» был механический завод Столля. Кстати, здесь использовался и труд военнопленных.
«Цельный день мы таскали носилки…»
Довелось поработать на нужды обороны и нашим знаменитым землякам Самуилу Маршаку и Андрею Платонову. Оба в 1916 году были приняты на Трубочный завод. Самуил Яковлевич переводил на русский язык зарубежную документацию. Андрей Платонович был простым литейщиком. Позже он рассказал об этом опыте в своем произведении «Серега и я». Писатель вспоминал: «Цельный день мы таскали носилки со стружками и мусором…» Здесь он встретил обе революции 1917 года, но это уже другая история…

Цель – возродить память
Экскурсия состоялась в рамках деятельности Воронежского Штаба имени Андрея Снесарева, созданного в марте нынешнего года молодыми энтузиастами из общественной организации «Наша история». «Цель – возродить память о Первой мировой, события которой, значение и герои оказались незаслуженно забытыми, – говорит руководитель обоих проектов Артем Кобляков. – В год, когда отмечается столетие с начала войны, мы стараемся на своих мероприятиях показать различные аспекты ее истории». Несмотря на то, что Штаб существует всего несколько месяцев, его активисты уже успели сделать многое и работа продолжается. Они организуют кинопросмотры, лекции, встречи с учащимися, дискуссии, конкурсы…

*Как отметил наш гид, данные приводятся по числу продовольственных карточек.
** Здание учебного заведения находилось на улице Феоктистова. Теперь там жилые дома. Сохранилась только часть корпуса. Сейчас это дом № 3 на Студенческой (длинное одноэтажное строение между улицами Мира и Феоктистова).

Фото Александра Томилина

 

Справка «ГЧ»

По словам нашего гида Евгения Киселева, он увлекся изучением истории еще в детстве. Сейчас в его активе множество публикаций исследовательского характера в различных центральных изданиях. Также Евгений – постоянный автор альманаха «Твой товарищ», который выпускает Воронежское Русское военно-историческое общество.

Справка «ГЧ»

Воронежское Русское военно-историческое общество было образовано в 1998 году. За время существования ВРВИО его активистами сделано несколько сотен докладов военно-патриотической и исторической тематики, издан не один десяток книг и альманахов.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели