Картина, где отразилась личная драма мастера
Михаил Лихачев (1919 – 1997) уроженец села Бабяково. Здесь он провел часть детства, позже родители перебрались в Воронеж. Отец будущего художника работал пожарным,* мать была целиком погружена в домашние заботы. Они и не думали, что мальчик свяжет свое будущее с холстами и красками, но тот тянулся к живописи всей душой.
Любовь к искусству привела его в изостудию к известному мастеру Александру Бучкури. Затем он трудился декоратором в театре. В 1939-м Михаил сдал экзамены в художественное училище, но был призван армию. Тогда срочники служили три года, а в 1941-м грянула война. Рядовой Лихачев участвовал в боях с первых дней Великой Отечественной, воевал на Украине, попал в окружение под Львовом. Потом был долгий немецкий плен, а после – «фильтрация» НКВД. Солдат прошел проверку и смог вернуться к любимому делу. Первое свое большое полотно – «Наши пришли» – он посвятил теме освобождения узников фашистов. Сейчас это одна из самых узнаваемых картин эпохи соцреализма – так же как «Тост за героиню труда», «Свекловичницы», «Выходной день» и многие другие произведения Михаила Ивановича. За многогранное творчество ему было присвоено почетное звание Народного художника РСФСР. Он единственный из наших земляков удостоен такого титула.
«Натюрморты он не признавал»
Выставку назвали «Явь и утопии Михаила Лихачева» – так же как издание о жизни и творчестве художника, которое было презентовано на открытии экспозиции. «Мы все жили в утопическую эпоху, – поясняет автор книги, директор музея имени Крамского Владимир Добромиров, – речь об идеологии времени, ее устремленности в некое гипотетическое светлое будущее. Ее влияние нашло отражение и в искусстве. Михаил Иванович, как приверженец соцреализма, отдавал преимущество общественно значимым сюжетам, отражающим жизненные события. При этом, его героем, в основном, был человек-труженник. Натюрморты, к примеру, он совсем не признавал – если и писал цветы, то разве что растущие в каком-нибудь палисаднике...»
На выставке представлено 19 масштабных жанровых полотен мастера, а также этюды. Последние он писал, когда «не шла» большая картина. К слову, к творческому процессу художник относился с огромной ответственностью. Те, кто его близко знал, говорят, что он был исключительно требователен к себе.
В вечном стремлении к совершенству
«Есть такое понятие «муки творчества», Лихачев из этого состояния практически не выходил, – говорит председатель регионального отделения Союза художников России Алексей Смирнов. – Он никогда не был доволен своей работой до конца. Считал, что можно сделать еще лучше».
«Михаил Иванович был предан отображению реальной жизни, – подчеркивает Смирнов. – Когда он писал своих знаменитых «Свекловичниц», он выезжал на колхозные плантации, изучал одежду, быт работниц…» Трепетное отношение к деталям видно в полотнах мастера, на создание которых, порой, уходили годы. Примером может служить не менее известный холст «Выходной день», где изображена веселая юная компания в зимнее воскресенье. Картина буквально пронизана счастливым настроением, морозной свежестью, торжеством юности. Между тем, за этой жизнерадостной легкостью стоит пятилетний труд.
«Развеяться помогала рыбалка»
Как Михаил Иванович шлифовал «Выходной день» хорошо помнит сын художника Александр Лихачев. «Он вскакивал ночью, делал эскиз, потом ему что-то не нравилось, и он начинал все с чистого листа, – рассказывает наш собеседник. – Днем история повторялась. Переключиться, развеяться ему помогала рыбалка. На природе он отдыхал». В расслабленном состоянии Лихачев был совсем не похож на вечно недовольного собой мастера. Он был душой компании, шутил, пел, рассказывал анекдоты... А потом возвращался к холсту и с новыми силами принимался за работу.
«Выходной день» оставил о себе еще одну память. «От красок я подхватил бронхиальную астму, – говорит Александр Михайлович. – Отец очень переживал, но с возрастом у меня все прошло. Я даже стал летчиком и много лет работал в гражданской авиации…»
*В 1937-м он погиб при исполнении служебных обязанностей.
В память о живописце
Картины Михаила Лихачева хранятся в Третьяковской галерее, в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского, в частных коллекциях. В честь мастера в нашем городе названа одна из улиц, а на доме, где он жил (Пушкинская, 7), установлена мемориальная доска.
Музыкальный дар
Михаил Лихачев был не только талантливым художником, но и тонко чувствовал мелодию. Более того, он прекрасно играл на трубе, гитаре, пианино и балалайке.