«Черная кошка» из Россоши
Помните знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя», снятый по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия»? Сюжет культового детектива закручен вокруг банды «Черная кошка». Между тем в 1953 году в Россоши орудовала преступная группировка, весьма похожая на шайку Горбатого! Историю нашей «Черной кошки» рассказывает краевед Владимир Елецких в своей «Книге рекордов, сенсаций и примечательных событий Воронежского края». Россошанские бандиты использовали для ограбления граждан садистскую провокационную схему: приносили под двери намеченных жертв кошку и мучили ее. Хозяева не выдерживали диких воплей несчастного животного и открывали двери, а за порогом их поджидали вооруженные бандиты. Преступники наводили ужас на жителей Россоши и ее окрестностей несколько месяцев. Обезвредить их удалось только благодаря внедрению в шайку местного «Шарапова».
Идейный рецидивист-рекордсмен
Еще один факт связан с революционными событиями в России начала прошлого века. Их активный участник – уроженец Воронежской губернии эсер Клим Буревой умудрился отсидеть в 68 тюрьмах! Бывалого подпольщика сажали и при царе, и при режиме Колчака в Сибири, куда его занесла судьба в Гражданскую войну, и при советской власти. А началось все, когда в руки юному крестьянину Константину Соплякову (таково настоящее имя Буревого) попала в руки нелегальная литература.
По данным краеведов, неугомонный бунтарь родился под Острогожском в 1880-е годы (точная дата неизвестна). Окончил земскую школу, служил помощником волостного писаря. В 1905 году увлекся революционными идеями и вступил в партию эсеров. Его силами была создана боевая дружина, члены которой организовывали поджоги помещичьих усадеб. Вскоре их имена стали известны властям. Так началось «хождение» Буревого по тюрьмам, чередующееся с побегами и новыми бунтарскими акциями.
![]() | Буревой все отрицал и даже пытался поднять бунт в зале суда | ![]() |
Борец за свободу со всеми режимами известен также как писатель. Его перу принадлежат роман «Хамы», книга о творчестве Блока «Поэт белого времени», цикл стихов «Тюремные песни».
Проникновение …сквозь стену
А эта история из относительно недавнего прошлого Воронежа «выплыла» случайно: ее рассказал один воронежский таксист.
Дело было незадолго до распада Советского Союза. Полки в магазинах тогда пустовали. Но наш рассказчик знал супругов, у которых всегда можно было прикупить добротную одежду. Семья много лет занималась «фарцой» или попросту – добывала и перепродавала импортные вещи. В то время «челночный бизнес» еще не получил размаха – статью за спекуляцию отменили только в 1992-м. Поэтому супруги свою коммерческую деятельность не афишировали, предпочитая проверенные связи. Да и воров опасались, ведь жили с хорошим достатком. Но, несмотря на все меры предосторожности, коммерсантов все-таки обокрали. Причем преступники сделали это весьма дерзко – средь бела дня, у всех на виду.
![]() | Грабители проломили дыру отбойными молотками и вынесли все ценное | ![]() |
Налет на милицию. Одной из самых дерзких акций воронежских преступников в первой четверти XX века стало нападение на здание стражей порядка в мае 1917 года. Причем в ходе этой облавы «криминальные элементы» захватили и доставили в городскую тюрьму помощника начальника уголовной милиции. Самое удивительное, что тюремная администрация его приняла и заключила в камеру. Это произошло на заре создания воронежской милиции. Тогда она формировалась из заводских дружин, частей местного гарнизона и еще не имела опытных кадров, а «старорежимная» царская полиция была упразднена.
Особое прошлое у СИЗО на улице Желябова. Здание этого следственного изолятора было построено в середине XIX века для тюремного острога. В этих стенах сиживало не одно поколение представителей криминального мира. Отметились и «политические». Так, в 1895 году здесь находился под следствием революционер и будущий советский дипломат Красин, а в 1930-е – репрессированный первый секретарь обкома ВКП (б) Рябинин.