За воротами первой воронежской цитадели
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

За воротами первой воронежской цитадели

1 октября 2013 / просмотров – 3123
Истфакт
Мы продолжаем рассказ о создании крепости Воронеж по итогам экскурсии историка и политолога Владимира Размустова. В предыдущем материале речь шла о том, какие геополитические интересы пересекались в русской лесостепи*. В этот раз мы попробуем «заглянуть» за ворота первой воронежской цитадели.

Напомним, что строительство крепости в 1585 – 1586 годах стало ответом на весьма непростую международную обстановку. Татары совершали разорительные набеги на южные русские земли. Здесь же пытались освоиться жители Поднепровья – черкасы, а их в своих интересах стремилось использовать польско-литовское государство Речь Посполитая. Разобраться со всеми этими проблемами можно было, лишь обеспечив в лесостепи прочное российское присутствие. Поэтому близ реки Воронеж и застучали плотницкие топоры...

Семейные драмы Сабуровых

Возведением крепости руководил военачальник Семен Сабуров и его помощники – Василий Биркин и Иван Судаков. В выборе места, вероятно, свою роль сыграло мнение Биркина, который часто сопровождал русских послов по реке Дон и отлично знал окрестные земли. Но главные заботы по возведению важного стратегического объекта легли на плечи первого воронежского воеводы – Сабурова.

Семен Федорович происходил из знатного рода. Одна из представительниц боярского семейства – Соломония Сабурова была замужем за великим князем Василием III. Правда, 20-летний брак закончился весьма драматично: был расторгнут по причине бездетности княгини, и та провела остаток жизни в монастыре. Еще одну из Сабуровых – Евдокию выбрал в жены для своего старшего сына Иван Грозный. Но уже спустя год по требованию капризного царя чету развели, и Евдокия повторила судьбу Соломонии. Новое возвышение семьи пришлось на царствование Федора Ивановича, при котором фактически правил Борис Годунов, приходившийся Сабуровым родственником.

К тому времени наш герой уже успел многого добиться.

«Спецзадание» воеводы

В свой первый поход Сабуров отправился, будучи 15-летним отроком.** Он бил врагов на Ливонской войне и через некоторое время возглавил дворянскую сотню. В 1573 году за взятие шведской крепости Иван Грозный одарил лихого командира царской наградой – соболями и дорогими тканями. Позже Семен Федорович служил воеводой на западной границе, пока в 1585 году не получил новое «спецзадание» – следовать на реку Воронеж, дабы заложить там крепость. С этим ответственным делом он тоже справился успешно, хотя задача была еще та – основать город, считай, на голом месте.

Воевода занимался набором строителей и защитников, решал все организационные вопросы и полностью контролировал процесс. Весной 1586 года, когда основная часть цитадели была возведена, Сабурова отозвали в Москву. Позднее он строил Цивильск в Поволжье, участвовал в военной компании против шведов, дрался с войском крымского хана. А закончил свою бурную жизнь этот сильный, талантливый и храбрый человек в 1601 году – в качестве воеводы фактической столицы Сибири Тобольска. Однако вернемся в Воронеж – что же представляло собой собуровское детище?

Форпост на южной границе

Первая цитадель, возведенная на крутом правом берегу, была не более 300 метров в периметре. Но, как говорит Владимир Размустов, это сопоставимо с другими городами, возводившимися в XVI веке, например, с Архангельском. К тому же, несмотря на скромные размеры, в крепости было все необходимое для повседневной жизни ее обитателей и отпора врагу.

Цитадель имела три дозорные башни, самая крупная из которых – высотой в 21 метр, «смотрела» в московском направлении. Крепостные стены представляли собой деревянные срубы, нутро которых заполнялось землей, – проломить такие могло только сильное орудие. Сооружение окружали рвы, внутри которых торчали, как ежиные колючки, остро затесанные бревна. Внутри, за стенами, располагались съезжая изба, которая была чем-то вроде административного здания, пороховой склад, амбар для продовольствия, церковь. Из крепости вел тайный ход к роднику. Этот источник сохранился по сию пору и известен как Митрофановский (в честь первого воронежского епископа, в свое время часто посещавшего родник).

Сенсационная находка

Первыми обитателями крепостистали строители, набранные в рязанских землях, и служилые люди, составившие воронежский гарнизон. Это стрельцы (пехота), пушкари (артиллерия) и конные казаки, которые несли дозор в окрестностях.

Сейчас территория, по которой когда-то ходили защитники крепости, изменилась до неузнаваемости, но земля по-прежнему хранит их следы. В 2011 году воронежские археологи провели раскопки близ Ильинской церкви и обнаружили остатки жилища одного из обитателей цитадели. Ученые надеялись продолжить научные изыскания. Были также планы сделать музей под открытым небом. Но, как водится, все уперлось в финансирование, и вопрос пришлось «заморозить».

Коварные черкасы

Меж тем, судьба первой крепости сложилась трагично. В апреле 1590 года пришел на нашу землю отряд черкас, которые утверждали, что идут наниматься на службу русскому государю. Защитники Воронежа снабдили путников провизией и разрешили части отряда заночевать внутри крепости. Однако, как выяснилось, коварные черкасы лелеяли грабительские планы. Под покровом темноты они открыли ворота, впустили своих и устроили настоящую бойню. Это вероломное нападение нанесло серьезный удар по городу, но, к счастью, не смертельный. На месте разоренной крепости была отстроена новая, которая стала расти и набирать силу, но это уже другая история…

*Подробнее – в материале «Воронежский вестерн» на сайте ИА «Галерея Чижова».

**Именно в этом возрасте русские дворяне начинали свою службу царю после военной реформы Ивана Грозного.

 

Еще до основания Воронежа в наших краях появились сторожевые посты, организованные в соответствии с четкими инструкциями. Создателем первого русского устава сторожевой и пограничной службы стал боярин Михаил Воротынский. Он известен также как герой битвы с крымскими татарами при Молодях, которую сравнивают с Куликовской. Военачальник изображен на барельефах памятника «Тысячелетию Государства Российского» в Великом Новгороде, в числе 109 выдающихся деятелей страны.

 

Большая Стрелецкая и Мало-Стрелецкая улицы, относящиеся к Ленинскому району, напоминают о защитниках крепости Воронеж. Стрельцы жили слободой рядом с цитаделью. Они несли воинскую службу, владели земельными участками и занимались ремеслом.

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели