Зашли в фотоателье и ...попали в вечность. В Воронеже открылась уникальная выставка дореволюционных снимков
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Зашли в фотоателье и ...попали в вечность. В Воронеже открылась уникальная выставка дореволюционных снимков

18 марта 2015 / просмотров – 3432
Истфакт

В этих кадрах как в зеркале отразился многоликий губернский Воронеж. На них запечатлены юные гимназистки и почтенные дамы, бравые офицеры и солидные чиновники, утонченные дворянки и степенные купчихи… Этих людей уже давно нет, но, благодаря фотографиям, их лица остались в истории города. И каждое изображение по-своему повествует о минувшем времени.

«Представленные фотографии являются ценным историческим источником, – рассказывает главный библиограф краеведческого отдела Никитинской библитеки Борис Фирсов, – по ним можно проследить, как менялись костюмы, прически. Кроме того, на фото видно, как одевались представители различных сословий…» Экспозиция позволяет окунуться в атмосферу дореволюционного прошлого. Вглядываясь в потемневшие от времени карточки, проникаешься особым размеренным ритмом, в котором жил Воронеж век назад. Его обитателям еще была неведома суета, в которую погружен современный горожанин. Как говорит Борис Александрович: «У людей было иное самочувствие и их спокойствие, неторопливость, солидность ощущается даже в снимках».

У каждого экспоната – своя биография, но не всегда «разгаданная». Порой, невозможно прояснить имена и судьбы воронежцев, изображенных на снимках. И все-таки они не ушли в небытие. Их портреты стали яркой иллюстрацией прошлого. Так что, выходит, однажды побывав в ателье мастера, эти люди попали в историю. Больше сведений осталось о фотографах, ведь в силу ремесла они были известными личностями. Первые профессионалы фотодела появились у нас в 1850 годы, а в 1865-м имелось уже пять заведений, где можно было «запечатлеть момент». Лучшие из них принадлежали Фредерику Гагену и Николаю Русинову. Среди клиентов первого был поэт Иван Никитин. Второй известен не только как автор портретов, но и как создатель замечательной коллекции видов Воронежа. Свое ателье было у талантливого живописца, основателя рисовальной школы Михаила Пономарева. На выставке можно увидеть снимки, сделанные им еще в 1870 годы. Они немного пожелтели от времени, но изображения довольно четкие. На рубеже XIX – XX веков настоящей звездой фотодела считался Моисей Селиверстов. По его работам создавались открытки, он иллюстрировал каталоги губернского музея, участвовал в съемках археологических раскопок.

Современный человек с помощью гаджетов может фиксировать буквально каждый свой шаг. Фотосъемка стала частью повседневности. Совсем другое отношение к ней было столетие назад. Это был целый ритуал, а сделанные в ателье портреты хранились в семьях как реликвия, которая передавалась из поколения в поколение. Представленные на выставке снимки позволяют судить о том, как работали дореволюционные мастера. Чтобы «занять руки» детям они давали им игрушки, для взрослых роль реквизита играли книги, цветы, а также столики и балюстрады, на которые можно было опереться. На карточках видны специальные «декорации» – художественные фоны-полотна с пейзажами, бутафорские колонны и прочий антураж. Все это фотографы приобретали за свои средства.

Фотографируясь, обыватели нередко подражали известным актерам. Примером служили портреты кумиров. Люди старались принять такую же позу, также повернуть голову и также красиво опереться на спинку кресла… Конечно, однообразные сюжеты и композиции достоинств снимку не прибавляли. Однако талантливым мастерам удавалось показать индивидуальность человека и в этой стереотипной обстановке...

Экспозицию подготовил краеведческий отдел Никитинской библиотеки в содружестве с коллекционерами. Организаторы назвали выставку «Лиц необщее выражение», тем самым подчеркнув ее цель – показать через портретные снимки конца XIX – начала XX веков социальный срез общества той поры и передать колорит эпохи.

Из памятки для посетителей фотоателье конца XIX века: «Костюмы цветов розового, белого, голубого, фиолетового не должны быть употребляемы для снимания смуглолицыми, потому что эти цвета выходят очень светлыми, а лица в таком случае будут слишком темными. Впрочем, светлые костюмы могут быть иногда употреблены при снимании портретов, отделанных акварелью».

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели