Европейский выбор по-киевски
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Европейский выбор по-киевски

15 июля 2017 / просмотров – 2257
Россия и мир

Уже этой осенью должно полностью вступить в силу соглашение об ассоциации ЕС с Украиной. Петр Порошенко анонсировал «глубокие и всеохватывающие реформы», которые, по его словам, приведут к «построению лучшего европейского будущего для украинского народа». Реализация соглашения действительно предполагает серьезные перемены. Вот только оснований для оптимистичных прогнозов пока не наблюдается.

Напомним: в ограниченном режиме документ уже применяется. Положения об экономическом сотрудничестве были активированы с 1 ноября 2014 года. Раздел, касающийся свободной торговли, вступил в действие с 1 января 2016-го. Процесс окончательной ратификации до недавнего времени сдерживали Нидерланды, но в июне 2017-го Королевство все-таки пошло на данный шаг. Теперь реализация соглашения должна ускориться. К рубежу, который Киев позиционирует как достижение, Украина подошла с тяжелым наследием – глубокий болезненный конфликт на Юго-Востоке, разрыв традиционных связей, падение уровня жизни основной массы населения. При этом в ЕС недавно отчитались о некоторых «успехах»: в 2016-м украинский экспорт в Европу вырос на 3,5 %. Однако если учесть, что в предшествующие три года общий объем внешней торговли государства сократился более чем вдвое, этот показатель сложно назвать хоть сколько-нибудь убедительным.
Соглашение с ЕС – не благотворительный акт
Безусловно, украинские власти рассчитывают на поддержку европейских партнеров. Но ассоциация с ЕС – не благотворительный акт. Любая помощь предоставляется на строгих юридически обязывающих условиях. К тому же теперь Киев уже не сможет оправдывать задержки реформ тем, что договоренности не действуют в полном объеме. Придется отчитываться по всей форме.
«Конечно, в соглашении есть свои плюсы, – комментирует «ГЧ» профессор кафедры новейшей отечественной истории, историографии и документоведения ВГУ Сергей Кретинин. – Определенные украинские предприятия и даже отрасли получают преференции, правда, временные, но, тем не менее, они присутствуют. Для отдельных секторов, с которыми, возможно, тесно связаны правящие круги, льготы принесут свой эффект. А вот коснутся ли они, в целом, населения Украины, вопрос сложный». Сейчас, по словам Сергея Владимировича, Порошенко активно использует пропагандистский потенциал «углубления» евроинтеграции. «Для украинского президента это шаг к новым выборам, – отмечает наш собеседник. – В ходе избирательной кампании он будет записывать себе в актив такие вещи: дескать, предвыборные обязательства выполняются».
Сомнительные бонусы
Светлое европейское будущее – любимый аргумент украинского руководства, которым Киев нивелирует все проблемы текущего периода. В настоящем же экономические бонусы явно оставляют желать лучшего. Пример – реализация уже упоминавшегося соглашения о зоне свободной торговли.
В соответствии с документом, введены квоты на поставку в ЕС 36 групп товаров. Все что свыше установленного лимита – облагается пошлинами. Причем «льготный ресурс» не отвечает реальным потребностям хозяйства. Так, по данным министерства экономики, Украина может поставить без пошлин в Европу 8 тысяч тонн молока, йогуртов, кисломолочных продуктов и 1,5 тысячи тонн сливочного масла. Между тем, в прошлом году в стране было получено около 1,6 миллионов тонн молока.
Незначительные объемы льготных поставок производители выбирают в короткие сроки. По данным на май 2017 года, страна исчерпала уже четверть запаса квот на экспорт продукции в ЕС.
Главные испытания впереди
Путь в Евросоюз влечет за собой изменение всей структуры экономики. В перспективе украинцам придется сворачивать целые секторы, что повлечет за собой сокращение рабочих мест. «Все государства, взявшие курс на вхождение в ЕС, столкнулись с потерями, – говорит Сергей Кретинин. – Другое дело, что они получили компенсацию. Однако распорядились ей по-разному. К примеру, Ирландия, будучи аграрной страной, смогла модернизировать производство, а Португалия и Испания эти деньги, что называется, проели». Сможет ли руководство Украины использовать механизмы поддержки эффективно? Новейшая история страны заставляет в этом сильно сомневаться.
Как украинское авиастроение вошло в пике
Деструктивный характер действий Киева отмечает депутат Государственной Думы Сергей Чижов. «Раскручивая эффектный бренд европейского выбора, украинские власти отказываются от проверенного временем сотрудничества, а взамен соглашаются перекраивать экономику в интересах ЕС, – комментирует Сергей Викторович. – Тем самым они ставят под угрозу отрасли, развитие которых при продуманной государственной политике могло бы быть конкурентным преимуществом страны. Наглядный пример – авиастроение. В результате отказа от кооперации с Россией госпредприятие «Антонов» почти прекратило выпуск самолетов».
Особенно показательна, по словам Сергея Чижова, ситуация с ближнемагистральным пассажирским лайнером Ан-148. Производство этого самолета, разработанного в 2000 годы, было успешно налажено на мощностях киевского завода «Авиант» и Воронежского акционерного самолетостроительного общества. Причем российское участие изначально имело огромное значение для проекта, так как свыше половины комплектующих для воздушного судна создается в нашей стране. Этого не мог не понимать Киев, когда взял курс на разрыв с Россией, но предпочел данный факт проигнорировать. В итоге в прошлом году Украина не выпустила ни одного Ан-148. Сейчас ГП «Антонов» пытается найти новых поставщиков, способных заместить нужные компоненты, но это крайне сложно. Дело в том, что у западных производителей, на которых уповает украинское руководство, иные стандарты.
В то же время Россия минимизировала риски, связанные с Ан-148. У ВАСО есть действующий контракт с Минобороны РФ. Кроме того, воронежское предприятие постепенно переходит на строительство легкого транспортного Ил-112 и уже поставлена задача производить его большей серией, чем Ан-148. Помимо всего прочего у отечественных производителей есть альтернативные проекты – SSJ-100, среднемагистральный лайнер МС-21. Таким образом, решение Украины о свертывании контактов в авиастроении ударило по ее собственной экономике.
Эксперимент без гарантий
По мнению Сергея Чижова, реформы по указке ЕС усугубят ситуацию. «Трансформация под европейскую модель сделает украинских производителей еще более уязвимыми, – отмечает он. – Западный бизнес, не связанный с ними ни технологическими цепочками, ни общими культурно-историческими традициями, будет ориентироваться в первую очередь на собственную выгоду».
«При этом важно понимать: соглашение об ассоциации с Евросоюзом не дает Украине никаких гарантий в том, что она в обозримой перспективе может рассчитывать на членство в ЕС, – уточняет Сергей Викторович. – Для европейских партнеров – это вопрос весьма далекого будущего, что зафиксировано в специальном приложении, принятом в декабре прошлого года. В нем сказано, что соглашение не предоставляет стране статуса кандидата в ЕС. Желание Евросоюза уйти от каких-либо обязательств подтвердил недавний саммит Украина-ЕС, который завершился без итогового заявления, где приветствовались бы «европейские стремления» Украины, на чем настаивал Киев. Но если государство устраивает такое развитие событий, это его выбор.
Задача России в таких условиях – защитить свою экономику от возможных рисков. С этой целью уже приняты соответствующие меры: в 2016 году было приостановлено действие российского договора о зоне свободной торговли с Украиной и введено продуктовое эмбарго. Вместе с тем, государство предпринимает усилия, чтобы облегчить ситуацию жителей Украины, которые не хотят рвать традиционных связей. Буквально на днях мы в Госдуме приняли во втором чтении законопроект, упрощающий получение гражданства и вида на жительство для украинцев, которые переехали в нашу страну. Эти поправки важны для более 600 тысяч человек, которые связывают с Россией свое будущее».

«В Украине нет единой власти»
Такой точки зрения придерживаются большинство опрошенных воронежцев Институтом общественного мнения «Квалитас» (33 %). Каждый четвертый респондент считает, что власть в стране захватили радикальные националисты (28 %). Реже всего встречается мнение, согласно которому нынешнее руководство Украины представляет интересы всех групп населения (5%). 21 % опрошенных не определился с точкой зрения. В позиции «Другое» нашли отражение такие ответы, как «власть захватили бандиты», «у власти люди, которые хотят разорвать Украину на части», «власть захватили олигархи, которые хотят еще больше денег и используют для этого радикальных националистов». Опрос был проведен в конце июня 2017 года методом телефонного интервью. В нем участвовал 601 человек.

На фото: украинский президент Петр Порошенко и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер во время саммита ЕС-Украина.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели